Почему булимию трудно диагностировать, а человек не может с собой ничего поделать

Почему булимию трудно диагностировать, а человек не может с собой ничего поделать

Кто-то считает анорексию и булимию проблемами несерьезными. Мол, ну что за беда? Разве это патология, угрожающая жизни? Но эти пищевые расстройства могут приводить к серьезным последствиям. А лечат их комплексно и с привлечением психиатра.

Без тормозов

При анорексии, как известно, у больных наблюдается дефицит веса. При булимии человек имеет нормальную комплекцию или же небольшой избыточный вес. Ее не стоит путать с ожирением.

— Основной признак булимии — переедание, когда за один раз человек может съесть пищу в количестве от одной тысячи и более калорий. При этом он получает удовольствие от еды, — поясняет клинический психолог Светлана Пригода. — Однако булимию следует отличать от компульсивного переедания. При булимии человек стремится очистить желудок от пищи осознанно, вызвав рвоту.

Иногда в ход идут слабительные препараты и диуретики.

При нервной булимии человек ест намного быстрее, чем обычно, прием пищи длится до физического дискомфорта. Чтобы не смущаться перед окружающими, он старается есть в одиночестве.

Почему так происходит? Во время сильного стресса человек уходит в состояние, напоминающее пищевой «запой». Едой он старается снять нервное напряжение, испытать удовольствие. Но после переедания возникает чувство вины. Поскольку пациент панически боится поправиться, то старается регулировать вес при помощи очистительных процедур.

При булимии пациенты могут сидеть на жестких диетах, недоедать, быть приверженцами здорового образа жизни. Но время от времени у них происходят срывы.

Гены и самооценка

В основе булимии всегда лежит недовольство своим телом, непринятие себя. Часто у страдающих ею наблюдается заниженная самооценка.

Заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова клинический психолог Екатерина Орлова значимыми факторами в запуске расстройств пищевого поведения выделяет генетическую предрасположенность, диеты, социальное давление, психологическую травму и эмоциональную уязвимость.

— Если у родственников первой линии есть или были расстройства пищевого поведения, то вероятность развития заболевания в разы выше, — поясняет Екатерина Орлова.

Нередко желание похудеть коррелируется с инфантильной верой в то, что для счастья нужно быть красивой. Осознанно или бессознательно человек принимает решение о правомочности тезиса «похудею — проблемы уйдут». Однако непроработанные психологические затруднения, лежащие в большинстве случаев в генезисе булимии, не только не решаются, но и усугубляются при столкновении с разочарованием.

Проблема из детства

Булимией преимущественно страдают женщины. Светлана Пригода это объясняет большей озабоченностью слабого пола своим внешним видом. В основном пищевое расстройство встречается в молодом возрасте.

— Зачатки булимии возникают у девочек-подростков, когда психика ребенка более уязвима, — поясняет клинический психолог.

Еще 10-20 лет назад пищевое расстройство крайне редко наблюдалось у женщин среднего возраста. Однако в последнее время представительницы прекрасного пола все больше внимания обращают на свою внешность, и это приводит к тому, что булимия встречается и в среднем возрасте.

Мужчины страдают ею очень редко. У сильного пола по-другому устроена психика, говорит Светлана Пригода. Чаще у них диагностируют компульсивное переедание, когда человек на фоне стресса съедает большое количество еды и ничего не предпринимает для устранения лишних калорий.

— Обычно булимия встречается у них как сопутствующее заболевание при психиатрическом диагнозе. Например, при шизофрении или умственной отсталости, — отмечает клинический психолог.

В то же время специалист отмечает изменение тенденции. В последние пять лет происходит феминизация мужчин, и они начинают заботиться о своей внешности не меньше, чем женщины. Как раз у такой группы индивидуумов и диагностируют булимию.

Опасное похудение

Часто ошибочно считают, что в отличие от анорексии булимия не представляет большой опасности для организма человека. Но это не так. Как говорит Светлана Пригода, булимия может привести к серьезным последствиям. Самые опасные  — разрыв пищевода, повреждения ротовой полости, дисфункция почек (при применении диуретиков) и остановка сердца.

Нервная булимия приводит к нарушениям менструального цикла, болезням почек, сердца, желудочно-кишечного тракта, мозга, диабету, нарушению электролитного баланса, костной, иммунной, гормональной систем организма человека.

Юлия К. в 2007 году училась на первом курсе университета. Тогда пришла мода на джинсы с заниженной талией и обтягивающие платья. Девушка весила 56 кг при росте 170 см. Тип ее фигуры был «яблоко» (лишний вес откладывался в области талии). Несмотря на абсолютно нормальный вес девушки, молодой человек постоянно критиковал ее и заставлял худеть, отмечая, что наряды смотрятся на ней некрасиво.

Как-то раз сильно похудевшая сокурсница посоветовала мне поддерживать вес в норме при помощи диуретиков и слабительных. Я решила, что ничего страшного не произойдет, и купила себе дешевый мочегонный препарат, который в свободном доступе продавался в аптеке. Пила таблетки раз в неделю, преимущественно в воскресенье. За день сбрасывала до двух с половиной килограммов.

Юлия К.

Со временем ожидаемый эффект начал снижаться: за день уходило максимум по килограмму. Поэтому она увеличила количество употребляемых таблеток. В дни приема диуретика Юля буквально накидывалась на еду, «заботливо» пила в большом объеме газировку, чтобы якобы не образовывались тромбы. А в обычные дни для мочегонного эффекта употребляла отвар шиповника. Через пять лет такого издевательства над организмом у нее диагностировали гормональное нарушение — аменорею. Пришлось долго восстанавливать менструальный цикл, были трудности с зачатием ребенка.

— При булимии пациентам нужна комбинированная помощь: наблюдение терапевта, гастроэнтеролога, клинического психолога и психиатра, — поясняет Светлана Пригода.  — При возникновении осложнений к лечению присоединяются профильные специалисты узкой направленности: эндокринологи, кардиологи, гинекологи и так далее.

От терапевта — к психиатру

На ранней стадии распознать булимию непросто. Даже в психиатрическую больницу чаще попадают пациенты с анорексией, а не булимией, говорит Светлана Пригода.

— При булимии человек находится в нормальном весе, и близкие не обращают внимания на признаки пищевого расстройства. Если он оказывается в больнице, то жалуется врачу на приступы гастрита и другие проблемы с желудочно-кишечным трактом, — поясняет клинический психолог.  — В очистительном поведении он, как правило, не признается.

Однако без посторонней помощи вылечиться от расстройства пищевого поведения практически невозможно. Со временем люди с булимией в какой-то момент становятся некритичными к своему поведению.

Часто люди с таким диагнозом после приема пищи уходят в ванную, включают воду, чтобы домочадцы не слышали рвотных позывов.

— Как правило, произошедшее объясняют плохим самочувствием. Поэтому родственникам и близким следует насторожиться, когда подобное происходит с определенной регулярностью, — отмечает специалист.

Клинический психолог советует обратить внимание на внутренние стороны пальцев. Обычно у больных булимией там остаются следы от зубов (признак Рассела). Также у них сильно разрушается зубная эмаль.

Сначала человека нужно спасать, а потом лечить психику. Но страдающие булимией идут не в психиатрическую больницу, а к терапевту. Например, жительница Армавира Валентина П. свою борьбу с пищевым расстройством начала, когда появились серьезные проблемы с желудочно-кишечным трактом. На фоне постоянных рвотных позывов развился сильный панкреатит. Год она пыталась справиться со своим состоянием, занималась самолечением, но потом сдалась и пошла к терапевту. Попала в краевую больницу № 2, где честно призналась гастроэнтерологу в том, что после переедания специально провоцирует очищение желудка.

В гастроэнтерологии меня несколько недель держали под капельницами, лечили поджелудочную и печень. А потом почти месяц я провела в психиатрической больнице. После выписки сидела на антидепрессантах и занималась с клиническим психологом. Бывали срывы. Пять лет назад в новогоднюю ночь съела очень много жирной пищи. Когда муж с сыном ушли на улицу пускать фейерверки, я пошла очистить желудок.

Валентина П.

Сама армавирка сравнивает свой срыв с алкоголизмом. Говорит, что когда один раз дала слабину, то потребовалось большое усилие воли и занятия с клиническим психологом, чтобы разорвать порочный круг.

Ошибка больных булимией заключается в том, что пациенты верят, что сами справятся с недугом, уверена Светлана Пригода. На самом деле это сложный и длительный процесс. А клиник, занимающихся комплексным лечением расстройств пищевого поведения, мало. Есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях