Чтобы творчески реализоваться, молодой режиссер Аркадий Дарбинян вернулся из Питера в Армавир

Чтобы творчески реализоваться, молодой режиссер Аркадий Дарбинян вернулся из Питера в Армавир

Для многих театралов города имя Аркадия Дарбиняна ассоциируется с экспериментом и неожиданными трактовками. Его режиссерский дебют в Армавирском театре драмы и комедии состоялся два года назад. Тогда Аркадий был студентом питерского вуза, но чтобы реализовать творческие идеи, вернулся в родной город.

За кулисами

Три года Аркадий отучился в Краснодарском государственном институте культуры, а в 2019-м поступил в Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге на курс Игоря Богданова.

Однажды он себе поставил цель — заниматься у Богданова. Аркадию близки его взгляды на театр, умение тонко вплетать в действие шутки.

— А вскоре Станислав Парфенов, второй педагог на курсе, предложил мне поработать в Театре эстрады имени Аркадия Райкина, где он ставил спектакль. Я задержался там на полтора сезона. Играл почтмейстера в «Ревизоре», — рассказывает Аркадий Дарбинян.

Там за кулисами студент постигал трудности выбранной профессии. Парфенов — человек мощный, иногда в работе превращался в диктатора. Сердился на артистов из-за проступков, а чтобы добиться результата, иногда прибегал к манипуляциям.

— Если артисты перешептывались, отвлекались, Станислав Евгеньевич начинал ругать не их, а работников цехов. Тогда актеры думали: «Ага, сейчас и нам достанется», и воцарялась тишина, — вспоминает 27-летний режиссер. — Но как педагог он для меня — авторитет, и я думал: «Раз даже его доводят, то и меня тоже могут. Со всеми бывает».

Для себя Аркадий выбрал другую тактику — выстраивать доверительные отношения с труппой. Хотя частенько вспоминает приемы педагога.

Режиссер

Дарбинян окончил РГИСИ в прошлом году. Его специальность — режиссер театра, специализация — режиссура эстрады. Однако режиссером Армавирского театра драмы и комедии Аркадий стал еще четверокурсником.

— Преподаватели поддерживают студентов в их стремлении работать в профессиональных театрах, — объясняет он.

Армавир стоял первым в списке потенциальных мест работы.

С директором городского театра помог связаться звукорежиссер Тигран Гамбаров.

— Позвонил. Сказал, что хочу работать у них и приеду через две недели. Александр Хоренович согласился встретиться, радушно принял. Так я стал режиссером, — коротко описывает свое трудо-устройство Аркадий.

Уже в самолете он размышлял над тем, что будет ставить на армавирской сцене. Представлял премьеру спектакля, где главную роль сыграет Павел Бойко. Но поработать с артистом Аркадию не довелось. 11 февраля 2023 года Павел умер.

В роли актера

Сравнивая перспективы в Армавире и Санкт-Петербурге, Аркадий понимал — в северной столице конкуренция выше. А армавирский театр — отличная площадка, где начинающему режиссеру можно проявить себя, набраться опыта.

— Когда есть план действий и сильное желание реализовать себя, в конце обязательно будет успех. И неважно, находится этот театр в столице или провинциальном городе, — объясняет свое возвращение Аркадий. — Решение вернуться в Армавир принял быстро, без долгих взвешиваний «за» и «против».

Список предлагаемых им спектаклей главному режиссеру Юрию Ковалеву и директору Армавирского театра драмы и комедии Александру Абеляну понравился.

— В итоге я поставил то, что хотел: «Синюю птицу», «Смерть Тарелкина». Предложил показать «Самоубийцу» по пьесе Николая Эрдмана. Однако сейчас люди уходят в эскапизм, больше идут на «Вот такие пироги». А серьезные темы нужно подавать в красивой обертке, — рассуждает молодой постановщик.

Его режиссерским дебютом в Армавире стала фантазия «Театральная бессонница». Александр Абелян отметил, что зрителей привлекло сочетание элементов пластического театра и буффонады с легкостью и оригинальностью.

Начинать работу было тяжело: он — неизвестный режиссер, еще студент, не знаком с коллективом. Но когда актеры увидели Дарбиняна в деле, оценили его профессиональные навыки, умение выстроить с ними работу.

— На первые репетиции «Театральной бессонницы» приходил Юрий Алексеевич Ковалев. Иногда он что-то подсказывал, объяснял. За это ему спасибо. Присутствовал на них и Александр Хоренович. Так мне было легче влиться в коллектив, — вспоминает Аркадий.

Поработал и с режиссером-постановщиком Татьяной Юдиной. В спектакле-сказке «Царь Петр и солдат-колдун» Аркадий сыграл солдата. Во время репетиций сдружился с артистами, что помогло ему как режиссеру лучше понять актеров и доносить до них свое видение роли и спектакля.

Критика друзей

Молодой режиссер, творческое формирование которого происходило в театральной среде современного Санкт-Петербурга, привнес свежий взгляд на армавирскую сцену, отметил директор городского театра драмы и комедии Александр Абелян. Аркадий смело экспериментирует с формами, свободно сочетает классику и элементы эстрады, обращается к сложным, многоплановым произведениям.

В Армавире Дарбинян поставил три спектакля. Премьера последнего — «Вот такие пироги» по пьесе Михаила Задорнова и Сергея Фомина — прошла с большим успехом у театралов. В середине мая выпустят спектакль по мотивам «Повестей Белкина» Пушкина.

Поначалу, признается режиссер, на него давили ответственность перед близкими и боязнь разочаровать их. Но каждая новая постановка стирала страхи.

Родственники и друзья Аркадия ходят на все его премьеры. Поздравляют, обмениваются мнениями.

— Но членам семьи я не верю, — смеется режиссер. — Они необъективны в оценке. За критикой обращаюсь к друзьям, которые честно говорят, если что-то не понравилось.

Мечты о клоунаде

Забегать вперед и говорить о творческих планах Аркадий не хочет. Но мечтой поделился — готов поставить клоунский спектакль. Любовь к этому жанру эстрады привил Игорь Богданов, тесно связанный с питерским театром драматической клоунады «Лицедеи». Армавирцу нравится творчество Санкт-Петербургского театра «Семьянюки».

— Хочу поставить что-то похожее. Если сделать качественно, то армавирцам будет интересно, — считает молодой режиссер.

Сейчас он читает Салтыкова-Щедрина, находя его творчество актуальным. И планирует создать спектакль по произведению русского классика.

Чтобы творчески реализоваться, молодой режиссер Аркадий Дарбинян вернулся из Питера в Армавир
Фото Ольги Белолипецкой / АС

Культурная перезагрузка

Из глобальных идей — сделать Армавирский театр драмы и комедии местом притяжения культурной молодежи. Говорит, можно открыть лекторий и приглашать искусствоведов, устраивать кинопоказы и обсуждать фильмы, проводить открытые микрофоны, где выступали бы музыканты и стендаперы.

— Много художников, в том числе из Санкт-Петербурга, представили бы в фойе свои инсталляции, — размышляет Аркадий. — Такая выставка — это интересно. Хочется, чтобы вокруг театра кипела жизнь.

Помочь показать театр с новой и неожиданной стороны могут работники креативного отдела городского Дворца культуры. Во многом их усилиями культурная жизнь Армавира перезагружается, считает Аркадий, тот же фестиваль джазовой музыки — яркое событие.

Превратить в Авиньон

Молодой режиссер привнес в театр дух эксперимента. Александр Абелян говорит, что у Аркадия есть немало продуктивных идей, знание современных технологий и театрального оборудования. Использует интерактивные элементы, вовлекая зрителей в действие на сцене. Но он воспринимает и мнение более опытных коллег, прислушивается к их советам.

— Аркадий активно участвует в создании сценографии и музыкального оформления к своим постановкам. В спектакле «Вот такие пироги» использует штанкеты и проекции, изображения для которых сам и разработал, — поясняет директор театра.

Есть у Аркадия еще одна цель, как у него водится, конкретно сформулированная. Родной город он видит местом обмена опытом театров юга России.

— Когда Александр Хоренович представлял меня труппе, я сказал: хочу, чтобы Армавир стал российским Авиньоном. Это город во Франции, где проводят крупнейший в мире театральный фестиваль, — рассказывает режиссер. — На таком мероприятии можно не только услышать профессиональную конструктивную критику, но и почувствовать себя в большой гонке.
Когда труппе объявили, что в октябре едут на «Большие гастроли» в Ростовскую область, Аркадий обрадовался — покажем себя другим зрителям, увидим их реакцию.

Аркадий не против поработать приглашенным режиссером. Если у театра пока нет возможности участвовать в большой гонке, то нужно самому вокруг себя ее создавать, дабы быть в творческом тонусе.

— Иначе начинаешь снижать планку. Нормально выстраивать восприятие зрителя, но плохо, когда под зрителя прогибаешься. У нас получился хороший спектакль «Вот такие пироги». Однако мне не понравилась своя первая реакция, когда я подумал: «Раз зрителю он точно понравится, значит, буду делать». А с другой стороны, должны быть и такие спектакли, — рассуждает Аркадий Дарбинян.

Оксана Фетисова, театральный зритель:

— В каждой своей постановке Аркадий Дарбинян придумывает новые приемы и решения. В «Смерти Тарелкина» фееричный танец Айнура Ризванова под музыку французской группы «Space» — вишенка на торте и, несомненно, режиссерский ход. Здорово сочетаются искрометные диалоги Сухово-Кобылина конца XIX века и современные костюмы.

А в спектакле «Вот такие пироги» много тонких мелочей. Например, моргающая лампочка будто говорит зрителю, что в семье не все ладно.

Аркадий Дарбинян — глубокий режиссер, привносящий новые веяния, сочетающий, казалось бы, несочетаемое.

Фото Ольги Белолипецкой / АС и из личного архива Аркадия Дарбиняна

Чтобы творчески реализоваться, молодой режиссер Аркадий Дарбинян вернулся из Питера в Армавир
Фото Ольги Белолипецкой / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях