Дома у Людмилы Герман есть музей. Самый настоящий. С экспонатами из разных эпох. Расположен он в подвале. Свою коллекцию старинных вещей она собирала 40 лет. В ней немало предметов быта, доставшихся ей от членов семьи.
Две копейки
Первой находкой, вошедшей потом в коллекцию, стала монета номиналом в две копейки, отчеканенная в 1926 году. Ее Людмила нашла в шесть лет.
Когда семья переехала в Армавир, то купила дом в районе ЗВТ — по улице Коммунистической. Однажды, прогуливаясь во дворе, девочка заметила в земле возле дорожки в огороде темный предмет. Подняв его, увидела, что это старинная монета.
— Она лежала под тонким слоем земли, всего два-три сантиметра, — вспоминает Людмила. — Мне даже копать не пришлось: просто наклонилась и подняла ее. И побежала хвастаться родителям.

О прежних владельцах участка известно немного. Когда-то недвижимость принадлежала одному человеку, но позже его дети разделили и продали ее в долевую собственность. Кем был тот хозяин, жила ли его семья здесь до революции, остается загадкой.
Монета оказалась не последней редкой находкой. Когда Люда с родителями и братом высаживали картошку, обнаружили в земле еще две старинные монеты. Девочка сложила их в коробочку и часто доставала и разглядывала.
Эти находки зародили в ней интерес к старине. А тут еще бабушка и прабабушка, собравшись вместе, часто рассказывали, как в разные времена жила их семья. Людмила любила слушать эти наполненные историческими фактами и любовью к близким воспоминания. И стала собирать вещи, связанные с родными.
Бабушки
В семье Людмилы Герман все женщины бережливые. Поэтому многие вещи ей перешли по наследству.
В домашнем музее хранится семейная реликвия, доставшаяся от прабабушки Анны, — икона Казанской Божьей Матери, которую та украсила своими руками. В советские годы, когда боролись с религией, прабабушка оформила святой образ фольгой и искусственными цветами. Откуда она взяла изображение Девы Марии и Младенца Иисуса, Людмила не знает. Но, как вспоминают родные, прабабушка прятала икону, чтобы не навлечь на близких неприятности.

Семью бабушки по отцовской линии Бэрты Вильгельмовны перед началом Великой Отечественной войны сослали в Казахстан. Их вывезли практически в голую степь. Чтобы выжить, люди рыли землянки, где и обитали. Пройдя через такие тяготы, они тоже научились беречь вещи и домашнюю утварь.
От бабушки Бэрты у Людмилы осталась большая напольная прялка. Всех своих детей женщина родила в Казахстане, где зимы были суровыми. И она вязала для семьи теплые вещи. Даже после переезда в Краснодарский край, в село Барановское (сейчас Новосельское Новокубанского района), вязала детям и внукам шарфы, кофты, носки.
— Бабушка сама пряла нитки для шарфов и теплых кофт. Насколько знаю, шерсть брала у соседей, — рассказывает Людмила. — По вечерам она часами сидела за прялкой.
Бабушка сохранила каждое письмо сына — отца Людмилы, которые он отправлял ей во время службы в армии.
— Когда читаю их, понимаю, как сильно бабушка любила своих детей и насколько крепкой была связь между ними, — делится армавирка.
На маркте в Билефельде
В домашнем музее Герман есть и предметы, приобретенные на барахолке немецкого города Билефельда. Как-то раз она с родителями поехала в гости к родственникам в Германию. Вместе с двоюродной сестрой в Билефельде попала на маркт, прогулка по которому превратила ее в коллекционера.
— В Германии блошиные рынки называют марктами, и они гораздо больше, чем в Армавире, — рассказывает Людмила. — У меня тогда глаза разбежались — было много вещей, которые хотелось приобрести.
Первой покупкой стала керамическая статуэтка ослика с тележкой. Фигурка ярко расписана в стиле немецкого фольклора. Позже она приобрела старинную деревянную ключницу и несколько необычных игрушек, напоминавших Арлекинов — их лица и руки сделаны из керамики.
Когда Людмила училась в школе, то увлекалась и коллекционированием марок. Она экономила деньги, которые родители давали на обеды в школьном буфете. Собрав нужную сумму, бежала в магазин для филателистов или на блошиный рынок.
Она до сих пор время от времени посещает блошиный рынок в Армавире, чтобы пополнить свою коллекцию экспонатов, которых у нее уже около ста. И хотя после немецких он выглядел скромно, здесь она нашла рубель, медный таз, чугунки и ухваты. Сейчас там редко встречаются интересные вещи. В последний раз она купила деревянное коромысло.
Шпионская история
Пополнять коллекцию Людмиле Герман помогают родственники и друзья. Во время распада Советского Союза ее отец работал на транспортном предприятии. Однажды оно стало победителем социалистического соревнования, в награду коллективу вручили переходящее Красное знамя. Однако в 90-е годы оно оказалось ненужным, и его решили выбросить. И тогда отец принес знамя домой. И отдал дочери.

— Именно в тот день у меня появилась мысль не просто собирать вещи, а создать домашний музей, — вспоминает Людмила Герман. — В предмете важна не материальная ценность, а его история и то, каким образом он передает атмосферу эпохи, в которую был создан.
Однажды Людмила зашла к двоюродному брату, работавшему на металлоприемке. И заметила два старых баташевских самовара и крупорушку. Их она тоже забрала домой. Крупорушка оказалась старинной. На ней было клеймо с годом изготовления — 1806.
Одна из подруг подарила ей грампластинки, которые она теперь слушает на патефоне. Людмила мечтает найти граммофон, но подходящего варианта пока не попалось.
Недавно одна из подруг сделала замечательный подарок — старинный шкаф. Знакомая не могла хранить его у себя, но, зная об увлечении Людмилы, передала старинную мебель ей. И оказалось, что со шкафом связана история про разведчиков.

— Дедушка и бабушка моей подруги, немцы по национальности, жили в Польше. Во время войны их завербовала советская разведка, которой они передавали секретные сведения, — рассказывает Людмила. — Когда война закончилась, они под новыми именами переехали в Армавир. Этот шкаф дедушка подруги сделал своими руками и привез с собой из Польши. Во время его реставрации Людмила обнаружила внутри старую польскую газету.
Ковид помог
Десять лет назад Людмила с мужем купили дом. В нем было место для домашнего музея. Но руки не доходили. А когда из-за пандемии коронавируса объявили карантин, семья Герман четыре месяца провела дома. Тогда супруги и решили переоборудовать подвал под музей. Там разместили вещи, которые Людмила собирала более 40 лет.
Домашний музей Герман — редкая экспозиция, где можно потрогать каждый экспонат. Людмила разрешает.



Его посетители — родные и знакомые. О том, что коллекция старинных вещей интересна не только ей, Людмила узнала благодаря младшему сыну. Федору 12 лет, и он с удовольствием слушает на проигрывателе виниловые пластинки с песнями Высоцкого и Цоя. А еще мальчик перечитывает письма деда, которые тот писал прабабушке Бэрте.
Отец Людмилы в свое время увлекался фотографией. Многие его снимки и фотоаппараты хранятся в музее. Федя часто расспрашивает о деде-фотографе, интересуется, как, где и почему были сделаны те или иные снимки.
Школьник любит проводить время с дядей мамы — Вальтером Херманном, который приезжает в гости в Армавир из Германии. Он пишет книгу об их семье и хорошо знает историю рода. Федор задает много вопросов. Возможно, когда вырастет, станет еще одним хранителем домашнего музея и истории своей семьи.
МНЕНИЕ
Научный сотрудник Армавирского краеведческого музея Валентина Пешкова:
— Когда коллекционер собирает такую богатую экспозицию старинных предметов, — это и удача, и его большая целеустремленность. У Людмилы Герман коллекция разнообразна, включает как предметы, иллюстрирующие советский быт, например, лампа-керосинка «Летучая мышь», знамена и вымпелы, подстаканники, бидоны, так и экспонаты, относящиеся к дореволюционной нумизматике. Такие увлеченные люди сохраняют наши культуру и историю. Мы, сотрудники музея, делаем с ними одно общее и важное дело.
Фото Александра Ковязина / АС и Людмилы Герман