Чтобы молитва не прекращалась. «АС» побывал в храме, который удивляет всех, попадающих в него

Чтобы молитва не прекращалась. «АС» побывал в храме, который удивляет всех, попадающих в него

Угадайте, что посмотреть в Краснодаре отправилась команда путешественников «АС»? Самый старый сохранившийся храм кубанской столицы и первый каменный. И, пожалуй, самый удивляющий.

В стиле ампир

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится в самом центре Краснодара — на главной его улице Красной, можно сказать, по соседству с мэрией. Расположено культовое сооружение на территории Первой городской больницы.

Проходя мимо него, даже многие краснодарцы не догадываются, что это православный храм. Со стороны Красной, отделенный оградой, он выглядит, как дворянский особняк с имитацией портика — галереи из колонн в греческом стиле. Как утверждает ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Виталий Бондарь, вероятно, это единственное на Кубани и Черноморье сохранившееся культовое сооружение, несущее черты николаевского классицизма.

Попасть в него можно, только пройдя через весь двор мимо больничных корпусов. С улицы у входа в выступающей части здания замечаем витражные окна.

Внешне храм, выполненный в стиле ампир, лаконичен. У него всего один купол. И не в виде луковки, как принято в русском церковном зодчестве, а низкий и сферический, что как раз типично для архитектуры классицизма.

Виталий Бондарь предполагает, что при реставрации здания в 1990-х его форму не изменили. Барабан, на котором покоится купол, и ныне прорезан характерными для классицизма полуциркульными проемами-люнетами.

— Одной из главных особенностей сооружений в этом стиле является сочетание вертикальных пилястр и треугольного фронтона, что позволяло имитировать портик, — добавляет эксперт.

Автор проекта инженер-капитан Петров ориентировался на памятники столичной архитектуры той эпохи и в итоге сформировал свой творческий подход, считает Виталий Бондарь.

— В облике Скорбященской церкви прослеживаются явные параллели с известным ампирным зданием Набилковской богадельни в Москве. Компоновка и экстерьер храма сохранились и отражают черты архитектуры классицизма Николаевской эпохи, такой стиль был актуален до 60-х годов XIX века, — говорит эксперт.

Исследователь архитектуры Александра Филиппова назвала храм одной из пространственных, смысловых и архитектурных доминант развивающегося Екатеринодара.

«Скорбященская церковь своим классицистическим экстерьером связывала строящийся город со всей историей европейской архитектуры, а решением интерьера — с традицией русского церковного зодчества», — писала она в книге «Архитектура Екатеринодара конца XVIII-начала XX века».

Вехи истории

Возведена Скорбященская церковь, как называют храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1842 году на территории Фоминского кладбища — первого городского погоста, где хоронили казаков-первопоселенцев кубанской столицы. Возле нее упокоились атаманы Черноморского казачьего войска Николай Заводовский и Алексей Безкровный.

Считается, что в ноябре 1914 года ее и городскую больницу посетил последний русский император Николай II, о чем пишет историк Александр Селиверстов. А в 2001 году в храме освятили новый придел во имя святых Царственных Страстотерпцев. Это первый престол на Кубани, освященный в честь принявшей мученическую смерть царской семьи.

В 30-е годы XX века, когда начались гонения на религиозные учреждения, действовавший при богадельне храм закрыли. Какое-то время в нем находился актовый зал больницы. Богослужения
возобновили с лета 1994 года, отмечает историк Александр Селиверстов.

Солнечные зайчики

Удивительное ждет вошедшего в Скорбященскую церковь и внутри. Там пространство «играет» сводами разных типов и высоты, проявляясь чертами русского храмового зодчества.

Зримо выделяется иконостас. Расписанные стены создают ему своеобразную «конкуренцию», поскольку фрески на них достаточно яркие, наполненные сюжетами из Ветхого Завета и Евангелия.

Сквозь витражи на окнах в темное помещение пробивается дневной свет, касается разноцветными солнечными зайчиками предметов, а затем ускользает. Когда много солнца, он бликами играет на полу, на стенах, где под окнами и в проемах между ними стоят в резных киотах из темного дерева святые лики. И лавочки. Здесь среди старых икон, вдыхая запах воска и ладана, в тишине любят посидеть и поразмышлять редкие в будний день прихожане.

Страшный суд

Но если взглянуть вверх, на своды и потолок, окажется, что сидишь ты под сценами Страшного суда. Армавирский художник Игорь Хомяков, изучивший роспись краснодарского храма, пояснил значение сюжетов.

— На южной стороне церкви изображен «островок», на котором сидит женщина. Это аллегория земли. Она держит правой рукой гроб с мертвецами, выходящими на суд. А персонаж, плывущий на двух рыбах, является олицетворением моря, ангелы же, окружившие землю, возвещают о начале Страшного суда, — рассказывает он.

Животные и рыбы присутствуют в этом сюжете неслучайно — они должны исторгнуть из себя съеденных людей. Все должны присутствовать на Страшном суде.

Звери, написанные справа от сюжета с женщиной-землей, символизируют царства, которые должны погибнуть по Пророчеству Даниила. Их названия обозначены надписями: «Македонское», «Вавилонское», «Римское» и другие.

Выше изображены разные народы. Пророк показывает им слова «Огонь вечный уготован дьяволу и ангелам его», написанные на свитке в руках ангела.

А на самом потолке «извивается» змей, олицетворяющий грехи: «сребролюбие», «ересь», «лжепослушание», «спивание»… Они подстерегают человека на пути к Царствию Небесному.

Как правило, фрески и иконы с сюжетами Страшного суда располагают на западной внутренней стене храмов. В Скорбященской церкви из-за витражных окон роспись, чтобы не нарушить композицию, подняли выше.

Образ молитвенный

Расписывали храм краснодарские художники Дмитрий Беломыцев и Ирина Марьина. Дмитрий — выпускник Суриковки, Ирина окончила Строгановский институт живописи.

Как рассказали авторы проекта, работа длилась примерно десять лет. Закончили расписывать храм в 2004 году. Писали темперой по сухой штукатурке, покрывая специальным лаком для долговечности.

— Мы старались создать образ молитвенный, аскетичный, без украшательства, ориентируясь на лучшие образцы иконописи XIV-XV веков, — отметил Дмитрий Беломыцев.

Роспись органично сочетается с интерьером выполненного в стиле классицизма храма. Потому что его внутреннее пространство организовано сходно с пространством древнерусских церквей, считает кандидат искусствоведения, заместитель директора по научно-просветительской работе Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко Алексей Филиппов.

Очень красивой и символичной деталью росписи стала десница Божья.

— Она исходит от уготованного престола, на который воссядет грядущий Судия Христос. Рука держит кольцо весов, на которых взвешивают дела человека, представшего на суд Божий, — пояснил Алексей Филиппов.

Для людей

Коренная жительница кубанской столицы Наталья Сасова первый раз пришла в этот храм, когда стала ходить в больницу на капельницы, и осталась под большим впечатлением.

— Скорбященская церковь красочно убрана, в ней уютно, и чувствуешь себя в руках Божьих, — делится Наталья.

Основную миссию Скорбященской церкви очень точно определила сотрудница храма Ольга Волошина: чтобы молитва не прекращалась.

— Важно, чтобы люди, находящиеся на лечении, могли вести духовную жизнь без ограничений, посещать службы, причащаться, исповедоваться. Это помогает в исцелении физическом и духовном, — говорит женщина.

Скорбященская церковь для не знающих о ней — потаенный храм. Потому что к ней не забредешь просто так. Она как намоленный островок в городе-миллионике, где в самом его сердце каждый находит глубоко личное, оставаясь наедине с собой и Богом.

Фото, видео Юрия Будильникова, Ольги Белолипецкой / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой конфиденциальности и сервиса Яндекс.Метрика.