В дореволюционном Армавире железнодорожники носили должностной жетон

В дореволюционном Армавире железнодорожники носили должностной жетон

Эти два экспоната из фондов Армавирского краеведческого музея принадлежали работникам железной дороги и несли информацию о служебных обязанностях. Речь идет о нагрудных — или должностных — знаках. Они дополняли, а иногда даже заменяли форменные костюмы рабочих в период Российской империи.

Нагрудные знаки

Эти металлические жетоны в конце XIX и начале XX века носили на своей униформе служащие железнодорожных станций Армавира и Кропоткина.

В 1981 году в музей передали знак «Носильщик станции «Армавир». Овальная бляха помещается в ладони. Ее высота — 7,8 см, а ширина — 6,1 см. Изготовлена она в XIX веке из желтого металла. На пластине выбит текст: «Носильщикъ ст. Армавиръ». А в центре личный номер — 59, над которым два маленьких отверстия, чтобы можно было пришить нагрудный знак к униформе.

Второй знак был найден в сентябре 1975-го, когда на улице Розы Люксембург, напротив Дома санпросвета, копали траншею. Оба знака похожи по форме и размеру, отличаются лишь гравировкой. На втором жетоне выбиты надпись «Станционный сторож ст. Кавказская ВЛК. ЖД» и порядковый номер — 7.

— Металлические нагрудные пластины с личным номером работника и названием станции являлись для граждан определителем рода занятий служащего, — рассказывает научный сотрудник Армавирского краеведческого музея Нана Осипова.

Для порядка

Такие знаки появились, чтобы закрепить иерархическую лестницу, улучшить организацию труда и поддерживать порядок. Для мужчин и женщин изготавливали отдельные знаки. В 1996 году в журнале «Родина» Игорь Можейко писал, что на Владикавказской железной дороге было два схожих между собой знака: «Переездный сторож» и «Переездная сторожиха». Однако переездный сторож, кроме основной обязанности — охраны переезда, выполнял еще и поденную работу.

— Следовательно, оплата труда у них была разной, — добавляет Нана Осипова. — И если переездному сторожу в месяц платили 14 рублей, то переездной сторожихе — всего три.

Учили профессии

Владикавказскую железную дорогу провели в 1875 году. Ее появление отразилось на развитии экономики и социальной сферы, потому что местные жители, чтобы иметь стабильный заработок, устраивались на станции.

— В городах и селах тогда еще Кубанской области появились носильщики, станционные смотрители, проводники, кассиры и представители других железнодорожных профессий. А внедряя в практику передовые технологии, готовили обслуживающий персонал и обучали специалистов среднего звена из числа местных жителей, — говорит научный сотрудник краеведческого музея Нана Осипова.

Открывались училища по подготовке машинистов, контролеров, техников, чертежников и других работников станций. В 1911 году в газете «Отклики Кавказа» (№ 280) сообщали, что при станции «Армавир» открыли филиальное отделение Общества Просвещения служащих Владикавказской железной дороги. Ежегодный размер членских взносов для служащих составлял от одного до трех рублей, для остальных — десять рублей.

По окладу

Нана Осипова отмечает, что железнодорожные служащие делились на две основные категории. Первая — младшие агенты железнодорожной службы. К ним относили машинистов, кочегаров, кондукторов, сторожей, стрелочников, составителей поездов, мастеровых-столяров, кузнецов, токарей, электриков, смазчиков. А старшими агентами считались лица высшей и низшей администрации дорог, инженеры путей сообщения. И у представителя каждой этой профессии был нагрудный жетон с личным номером и указанием должности.

А по окладу представителей выше названных категорий делили на высших (более 1 680 рублей в год), средних (от 600 до 1 680 рублей) и низших (до 600 рублей). Кроме того, на железной дороге трудились постоянные, временные и поденные рабочие, которые занимались ремонтом путей и зданий, погрузкой и другим.

Бесплатный проезд

Еще штатные железнодорожники получали льготы: служебные квартиры, медицинское и пенсионное обслуживание, бесплатный проезд по железным дорогам.

— Подтверждением этого стало удостоверение рассыльного ВЛК ЖД Ланского Пахана Станиславовича, которое хранится в фондах Армавирского краеведческого музея, — говорит Нана Осипова. — В документе, кроме фотографии и личных данных, есть выписка из правил, где оговаривается льгота на бесплатный проезд.

Руководство железной дороги так стремилось привлечь население на тяжелую, иногда опасную работу, объясняет научный сотрудник музея.

В одном ведомстве

Железнодорожная отрасль — стратегически важная. И поэтому существовали нормы, которые регламентировали не только поведение ее служащих, но даже личную жизнь. Зачем? Для сохранения определенной секретности в своем ведомстве, рассказывает Нана Осипова. В Армавире в фондах краеведческого музея хранятся документы супругов Гончаровых — Василия и Татьяны.

— Татьяна Гончарова, до замужества носившая фамилию Пичужкина, окончила курсы телеграфисток и 1 сентября 1906 года была зачислена на должность телеграфистки Владикавказской железной дороги, но 31 января 1909 года была уволена «в виду выхода ее замуж за лицо, не состоящее на службе дороги», — рассказывает Нана Осипова.

Дело в том, что муж Татьяны работал механиком Армавирской почтово-телеграфной конторы. По правилам, во избежание передачи секретных сведений супругам запрещалось работать в разных ведомствах.

Учтены системой

Фалерист Игорь Можейко в статье «Переездная сторожиха» для журнала «Родина» писал, что стрелочники носили должностные знаки — большую восьмигранную бляху — на левом рукаве. При этом знак рядового стрелочника покрывали зеленой краской, а старшего — красной с черным. У машинистов и кочегаров были круглые бляхи, а паровозные бригады снабжали медными знаками с указанием специальности и названием железной дороги.

В дореволюционный период должностные знаки носили не только железнодорожники, но и работники других сфер: почтальоны, рассыльные, артельщики, пожарные, городовые, тюремные надзиратели, дворники, извозчики и прочие.

Замена «советов»

Когда Российская империя перестала существовать, рухнула и система должностных знаков. Правда, советская власть все равно продолжила «знаковую» традицию.

В отраслевой газете «Гудок» отмечено, что к пятилетию профсоюза железнодорожников (его праздновали в феврале 1925 г.) по решению Пленума ЦК профсоюза изготовили памятные жетоны-значки с революционной символикой. Их получил 251 человек — лучшие передовики производства и профсоюзные активисты. Среди них — народный комиссар путей сообщения Феликс Дзержинский, председатель ЦК профсоюза Андрей Андреев, организатор первого Коммунистического субботника Иван Бураков.

Ведущий корреспондент газеты «Северная магистраль» Владимир Савичев писал, что особо отличившимся работникам начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта стали вручать нагрудные знаки в 1943 году. Было учреждено восемь нагрудных знаков: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Но в середине 1950-х годов вместо них учредили единый нагрудный знак «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта».

Код памяти

В наше время нагрудные знаки — экспонаты музеев и частных коллекций. Когда-то благодаря своей уникальности и четкости оформления эти жетоны помогали быстро определить должность и принадлежность человека к профессиональной группе. А сейчас они — ценный источник исторической информации о трудовых отношениях в эпоху Российской империи. Сохранившиеся нагрудные знаки помогают исследователям лучше понять социально-экономическое устройство российского общества в конце XIX и начале XX века и больше узнать, как проходила эволюция профессиональных стандартов.

Фото Армавирского краеведческого музея

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с Политикой обработки персональных данных и на использование сайтом файлов cookie