Выставка достижений народного хозяйства в советскую эпоху была не просто витриной страны, а настоящим Олимпом для инженеров, рабочих и аграриев. Не раз на ВДНХ свои разработки — от зернопогрузчиков до миксеров — представляли армавирские изобретатели. Их достижения завоевывали награды, но главное — вносили реальный вклад в экономику огромной страны.
Миллионы Пруткова
Экономический эффект от изобретений механика армавирского масложиркомбината Михаила Пруткова только за год составлял 199,7 млн рублей.
В январе 1961 года на ВДНХ возле небольшого домика-усадьбы ремонтно-технической станции в несколько рядов стояли машины и сельскохозяйственные орудия. Это было время, когда в Москве проходил Пленум ЦК КПСС. Его делегаты — руководители и новаторы совхозов и колхозов — стали экзаменаторами инновационных разработок. Именно им предстояло осваивать эту технику, вводить ее в строй.
Фурор произвел крупный зернопогрузчик, чем-то похожий на припавшего к земле могучего орла с распростертыми крыльями.
— Демонстрировал машину в работе сам изобретатель, — рассказывает заведующая информационно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки Н.К. Крупской Виктория Кан. — На момент январского Пленума в СССР выпустили более 14 тысяч таких самоходных автопогрузчиков.
Корреспондент популярного журнала «Наука и жизнь» Л. Давыдов описал армавирца Пруткова как типичного мастерового: «Говорок у него по-рабочему спокойный, неторопливый, сопровождаемый скупым жестом широкой руки, испещренной рубцами, ссадинами».
Первым рационализаторским предложением еще фэзэушника Михаила Пруткова стал рушильный барабан маслобойки с присоединенным вентилятором, который не давал пылинкам масла оседать на лузге и впитываться ею. Всего армавирскому мастеру принадлежат 50 изобретений и усовершенствований.
В конце 50-х годов Михаила Дмитриевича направили на уборку урожая в подшефный колхоз в Успенском районе. Наблюдая за тем, как десятки людей, вооружившись лопатами, задыхаются в пыли, сортируя зерно, у армавирца родилась мысль о создании самоходной зерноочистительной машины. Такая работа в среднем занимала 120-150 человекодней.
«В городе даже снег сгребают механические снегоочистители, а тут…», — с досадой сказал тогда он в интервью корреспонденту «Советского Армавира» Гореву. В итоге Прутков разработал проект и показал его механизаторам, те посоветовали ему оформить заявку на изобретение.
И уже на следующую осень его самоходная сортировка работала на колхозном току. Один механизатор очищал на ней за смену 160 тонн пшеницы или 130 тонн ячменя.
«А как же с погрузкой зерна в машины? Опять лопаты?» — спрашивал себя Прутков. И работал над проектом мощного зернопогрузчика. Этот агрегат, способный за час погрузить в машину 125 тонн пшеницы или 75 тонн подсолнечника, армавирец и показал делегатам Пленума ЦК КПСС.
Согласно описанию патента опубликованного в «Бюллетене изобретений» № 1 за 1961 год в СССР имелись погрузочные машины, но их главный недостаток заключался в отсутствии автоматизации работы механизма передвижения тележки. Михаил Прутков устранил эту недоработку: в своем изобретении он разместил перед питателем подвижной упор, связанный с конечным выключателем электродвигателя механизма передвижения машины.
Согласно справке технического управления Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР «О народнохозяйственном значении изобретения М.Д. Пруткова «Самоходная сортировочная машина ОВП-20 по авторскому свидетельству № 106319» и «Самоходный автопогрузчик АПП-125 по авторскому свидетельству № 135024»: самоходная сортировочная машина внедрена с 1960 года на заводе «Воронежсельмаш», а самоходный автопогрузчик — с 1961 года на шести заводах страны. Их использование помогло снизить трудовые затраты на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах и сократить сроки проведения сельскохозяйственных работ на токах.
На момент выставки было выпущено 357 тысяч самоходных сортировочных машин ОВП-20 и 14,6 тысячи самоходных автопогрузчиков АПП-125.
Сезонный экономический эффект от внедрения одной машины ОВП-20 составил 518 рублей 16 копеек, а от внедрения одного автопогрузчика АПП-125 — 976 рублей 8 копеек. При этом трудозатраты эти машины снизили от одного часа до 1 часа 20 минут на одну тонну зерна на токах. В год экономия составила 360 млн человекодней.
За разработку и внедрение указанных машин Михаила Пруткова наградили Малой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и двумя Малыми золотыми медалями ВДНХ.

Всего в производство внедрили 11 изобретений армавирца. В год их экономический эффект составлял 199,7 млн рублей. 3 апреля 1975 года Михаилу Пруткову присвоили звание «Заслуженный изобретатель РСФСР».
С дизайном из Вильнюса
Не раз на ВДНХ представлял свою продукцию Армавирский электротехнических завод имени 50-летия СССР. Сотрудник отдела внешнеэкономических связей Роза Грунина не раз выезжала туда в составе делегации для представления продукции.
— Наше предприятие на ВДНХ заключало договоры на поставку миксеров. Ими интересовались центральные регионы СССР, а оттуда они поступали в республики, — поясняет Роза Нигматулловна. — Конечно, спрос продукция имела, но армавирские миксеры особой красотой не отличались.
Но в 1987 году на ВДНХ электротехнический завод презентовал миксер пятого поколения, дизайн которого разработал специалист из Вильнюса. В марте 1987 года мастер смены цеха № 1 Тамара Ларина рассказала «Советскому Армавиру», что за январь и февраль на предприятии изготовили около 15 тысяч новых миксеров.
«Москвич» как признание
А вот шлифовщику цеха № 9 электротехнического завода Владимиру Резникову «за высокие трудовые заслуги» на ВДНХ вручили талон на получение машины «Москвич-412». Было это в 1977 году.
Резников проработал на заводе 20 лет, стал ударником 9-й пятилетки, имел трудовые награды. Свое задание на пятилетку он выполнил за три года и семь месяцев, а руководимая им бригада — за четыре года и три месяца. Благодаря стараниям Владимира Ивановича производительность труда в бригаде выросла на 168,3%.
В Армавире его знали еще и как рационализатора. Благодаря трем внедренным им предложениям условно высвободили четырех рабочих, что за годы 9-й пятилетки дало экономический эффект в 965 рублей.
За высокие трудовые показатели ему вручили бронзовую медаль ВДНХ, а в марте 1977-го он получил неожиданный подарок в виде новенького автомобиля, о чем написал «Советский Армавир».
Бесшумен в работе
Еще одним армавирцем, удостоенным медали ВДНХ, стал конструктор СКБИМ Алексей Кравченко. В 1971 году он представил на выставке радиально-плунжерный насос типа «НИ», который разработал и внедрил в производство.
Как пояснял городской газете ведущий конструктор СКБИМ С. Чиликов, насос служил для создания высокого давления в испытательных машинах, обладал рядом достоинств: сниженной пульсацией, регулируемой производительностью, был бесшумен в работе, что особенно важно в испытательных системах.
Для охраны труда
Московский журналист В. Церетели о работах, созданных в Армавирских дорожных электромеханических мастерских Северо-Кавказской железной дороги, услышал в Министерстве путей сообщения. Там он работал над темой охраны труда и улучшения условий работы.
Оказалось, что в январе 1976 года в павильонах главной выставки страны были представлены сразу три изобретения армавирских железнодорожников. Первый — йодный светильник, разработанный Б. Миловановым и В. Милюковым.
«Предназначен он для освещения междупутий железнодорожных станций и открытых пространств с гибких и жестких поперечин прожекторных мачт или одиночных опор», — писал В. Церетели.
Другое изобретение — заземляющую штангу с блокировкой для контактной сети — армавирец М. Шаповалов создал для безопасного гальванического соединения отключенных проводов контактной сети постоянного и переменного тока с рельсовой цепью.
Посещавшие ВДНХ специалисты с интересом рассматривали ксеноновый светильник мощностью 20 кВт, созданный Г. Галаниным и Л. Юдиным. Он предназначался для освещения железнодорожных горок, сортировочных парков и открытых площадей железнодорожных станций. Устанавливали его на прожекторных мачтах высотой не ниже 28 метров.
Для армавирских изобретателей ВДНХ стала не только местом всесоюзного признания, но и площадкой реализации их идей. Демонстрация разработок на Выставке достижений народного хозяйства часто завершалась их запуском в массовое производство.
Фото из открытых источников
