Роль Армавирского педагогического университета в нацпроекте «Образование»

Роль Армавирского педагогического университета в нацпроекте «Образование»

О роли педагогического университета в реализации национального проекта «Образование» рассказал ректор АГПУ доктор педагогических наук, профессор Амбарцум Галустов.

— Амбарцум Робертович, расскажите, как единственный на Юге России самостоятельный педагогический вуз включился в реализацию национального проекта «Образование»?

— Куратор этого проекта — Министерство просвещения РФ, а АГПУ, как и большинство вузов страны, является подведомственной организацией Министерства науки и высшего образования. Однако специфика нашего университета, готовящего именно педагогов, позволяет нам участвовать в реализации ряда федеральных проектов, входящих в нацпроект. Например, это проекты «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования».

— Что сегодня делается в АГПУ для так называемой цифровизации образования?

— Одним из необходимых атрибутов работы современного вуза является наличие электронной информационно-образовательной среды. Это инструмент, дающий студенту возможность в течение всего срока обучения формировать свой цифровой след.

Потенциально это позволит нам полностью отказаться от ведомостей, зачётных книжек, разного рода журналов на бумажных носителях.

Сегодня ни у кого не вызывает удивления дистанционное образование и его инструменты. В вузе они давно и успешно реализовываются, в частности в области дополнительного образования: это курсы повышения квалификации, обучающие семинары. Мы работаем над созданием максимально открытой образовательной среды, насыщенной интересным и полезным контентом.

Согласно паспорту нацпроекта, скорость соединения с интернетом в городах должна быть не менее 100 Мб/с. АГПУ обеспечивает скорость интернет-потока в вузе 150 Мб/с, что позволяет делать работу и преподавателей, и студентов эффективной.

Ещё одним шагом к цифровизации можно считать подписание в ходе образовательного интенсива «Остров 10-22» меморандумов с платформой НТИ и Университетом 20.35 о сотрудничестве в области искусственного интеллекта и цифровой трансформации.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) — государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.

Кроме того, мы готовы оказывать методическую помощь в вопросах цифровизации. Так, в апреле в стенах университета состоялся семинар-совещание с директорами армавирских школ, и одним из вопросов стало обсуждение перспектив цифровой педагогики.

— А что такое «Новые возможности для каждого»?

— Это федеральный проект по формированию системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

— Как это работает в АГПУ?

— Компонентом этой системы выступает Научно-исследовательский институт развития образования АГПУ, разрабатывающий и реализующий комплекс программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе и для членов коллектива. Такой вариант очень удобен для университета. Это экономит и средства сотрудников, и их время. За последние два года по такому пути пошли более 300 наших сотрудников, обучившихся сразу по 4 программам, освоение которых необходимо для исполнения требований федерального законодательства. Более того, только за последние 9 месяцев на базе АГПУ прошли повышение квалификации 1180 учителей, воспитателей, социальных работников.

— Мы понимаем, что университет не стоит на месте и с готовностью отвечает на вызовы времени. А это значит, что в рамках только города вузу, наверное, становится тесно?

— Вы абсолютно правы! АГПУ выходит за пределы региона в разных сферах. Сегодня университет выступает инициатором проведения крупных региональных и всероссийских мероприятий. Особенно хочется отметить запланированный на 10-11 октября II Всекубанский Съезд учителей русского языка и литературы, в ходе которого будут обсуждаться не только вопросы реализации Федеральной целевой программы «Русский язык», но и практические задачи преподавания этих предметных областей. Важное место в работе съезда займут мастер-классы и дискуссионные площадки, на которых выступят победители и призёры конкурсов профессионального мастерства «Учитель года Кубани» и, конечно, победитель конкурса «Учитель года России», выпускник АГПУ Александр Шагалов.

Большую помощь в продвижении образовательного бренда АГПУ оказывает нам администрация города во главе в Андреем Юрьевичем Харченко.

— Амбарцум Робертович, Вы отметили ещё одну федеральную программу «Экспорт образования». Что делается в этом направлении?

— Как отмечает президент нашей страны Владимир Путин, развитие экспорта образования является серьёзной национальной задачей для России. Сегодня принципиально важно повысить привлекательность российской высшей школы на международном рынке образовательных услуг. В нашем вузе создаются максимально комфортные условия для иностранных студентов: им предоставляется общежитие, они включаются в органы студенческого самоуправления вуза, участвуют в мероприятиях. В настоящий момент студентами АГПУ являются ребята из стран СНГ: Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Туркменистана, Узбекистана. Кроме того, в последние годы на обучение в университет приезжают молодые люди из Китая.

Став участником Евразийской ассоциации педагогических университетов, АГПУ проводит совместные научные мероприятия с вузами-партнёрами из стран СНГ, что также делает его более привлекательным для иностранцев.

— Согласна с Вами в том, что университет должен быть привлекательным для абитуриента. А в Вашем случае это, наверное, особенно принципиально, потому что в учительской профессии не должно быть случайных людей. В связи с этим хочу спросить, а «целевики» идут в педвуз?

— Можете не сомневаться, идут! Идут, несмотря на изменения в федеральном законодательстве, которые сказались на нескольких факторах общей картины приёма. Согласно Распоряжению Правительства РФ были определены квоты приёма на целевое обучение в процентном соотношении с общим числом бюджетных мест, что составило в 2019 году 65 мест из 390. На эти места было подано 99 заявлений.

— Какие профессии пользуются популярностью у этой группы поступающих, а следовательно, и у работодателей?

— Традиционно у работодателей наибольшим спросом пользуются профили «Математика», «Филологическое образование», «Начальное образование и Русский язык», «Дошкольное образование и Начальное образование», «История и Обществознание», где был конкурс между ребятами, имеющими целевое направление.

Важный фактор, отличающий текущую приёмную кампанию от предыдущей, это обоюдное понимание сторонами, заключившими договор о целевом обучении, ответственности за невыполнение его условий. Беседы с поступающими свидетельствуют об их готовности нести ответственность за выполнение договора, гарантирующего им дальнейшее трудоустройство. Сегодня это дает университету стопроцентно мотивированного абитуриента, в дальнейшем студента, для получения именно педагогической профессии. Кроме того, рядом муниципалитетов Краснодарского края договором о целевом обучении предусмотрены меры материальной поддержки обучающихся в период их обучения в вузе.

— Вот мы и подошли к части беседы, которая не оставит равнодушной педагогическую общественность. Давайте поговорим об учителе будущего вообще и о федеральном проекте в частности.

— Начнём с федерального проекта «Учитель будущего», суть которого — повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, создание сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России, а также поддержка молодых специалистов. АГПУ традиционно осуществляет профессиональную переподготовку учителей и организовывает курсы повышения квалификации для них, в том числе и дистанционные. Наши преподаватели проводят обучающие семинары по темам, интересным для самих педагогов по запросу администраций школ края. Уже несколько лет в АГПУ функционирует «Школа молодого педагога». Формат встреч вчерашних выпускников — самый разный. Это круглые столы, беседы, тренинги, где молодые начинающие свой профессиональный путь учителя делятся своими успехами и трудностями, получают консультацию наставников из вуза.

Ну, а если Вы хотите услышать, что в вузе делается для формирования личности учителя будущего, готов поделиться. Это и сам образовательный процесс, в который включены современные интерактивные формы работы со студентами. Преподаватели стараются уходить от закостенелых форм. В практике их работы сегодня — мастер-классы, дискуссионные клубы, проблемные группы.

В образовательные программы включён элемент цифровизации в формате 3D-моделирования и программирования. В АГПУ успешно работают кружки по робототехнике для студентов, школьников и дошкольников, что помогает формировать у будущего педагога инженерное мышление.

Кроме того, развитию творческого потенциала будущих педагогов (а учитель должен быть творцом) помогают конкурсы, проводимые в вузе: «Учитель, которого ждут» и «Воспитатель XXI века». Они объединяют участников не только из нашего вуза, но и из вузов Санкт-Петербурга, Москвы, организаций СПО, ведущих подготовку учителей.

Причём для участия в конкурсе ребятам не обязательно приезжать на очный тур в Армавир. Свои компетенции они успешно демонстрируют в рамках вебинарной площадки. Видите, цифровые образовательные инструменты работают и здесь.

— И всё-таки, каким Вы видите учителя будущего?

— Наверное, это акселератор изменений. Он готов постоянно меняться и развиваться сам, меняя и развивая среду, в которой находится. Это человек, наделённый эмпатией. Это творец, полёт фантазии которого не способны остановить ни технологические карты, ни отчёты. Это человек, понимающий меру ответственности, возложенной на него в деле формирования личности ребёнка.

Ведь, как ни пафосно это звучит, от качества работы учителей зависит будущее нашей Родины.

Ольга ДОРОФЕЕВА
фото: АГПУ

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях