Исключительно мужественный

Исключительно мужественный

У дочери красного командира Степана Ковтуненко сохранилась единственная фотография отца

Старая фотокарточка — единственное сохранившееся изображение Степана Ковтуненко. На ней он, опустив глаза, смотрит вниз будто в землю. Но для Марии Степановны Устименко пожелтевший от времени снимок отца — семейная реликвия, соединяющая в их семье тех, кого уже нет, с живыми.

Отчаянный пулеметчик

Запечатленный на старой фотографии Степан Ковтуненко человеком был героическим и отчаянным. Родился в 1898 году в селе Щербани Николаевской области на Украине. Рано осиротевшего мальчика с тремя сестрами на воспитание взяла бабушка. Когда Степан подрос, ответственность за девочек взял на себя. 

— Когда началась Гражданская война, папе было 19 лет, — рассказывает Мария Степановна. — Он служил в Красной Армии пулеметчиком. Однажды его отряд получил приказ отступать, но отец принял решение остаться, дескать, далеко с пулеметом все равно не уйдешь, но прежде чем погибнешь, можно сдержать наступление белогвардейцев, чем поможешь товарищам. 

Степан подпустил наступающий отряд поближе и застрочил из пулемета. Этот звук услышал один из красноармейцев. Парень бегом вернулся к Степану и стал подавать патроны. Вдвоем они держали оборону, чем спасли свой отряд. За доблесть и отвагу молодых бойцов представили к награде — ордену Красного Знамени,  которую вручали за исключительное мужество, храбрость и самоотверженность, проявленные при защите социалистического Отечества. 

Эту историю Марии Устименко рассказал спустя несколько десятилетий после завершения Гражданской войны  мужчина с редкой фамилией Иордатий. Он и был тем самым пареньком, что помог пулеметчику Ковтуненко спасти отряд.

— Папа был сдержанным, — вспоминает Мария Степановна. — Повзрослев, поняла, что он не любил говорить о войне, с которой у него связаны тяжелые воспоминания. Да и не хватало времени, чтобы посидеть вместе с родителями, не спеша поговорить о жизни.

Зерно в исподнем

В начале 30-х годов, во время голодомора Степан Ковтуненко, чтобы прокормить семью, отправился на заработки в Николаев, где устроился в речной порт бригадиром грузчиков. Однажды ночью к ним зашла баржа, груженая зерном. Но поступил приказ, чтобы все зерно высыпали в реку. За его невыполнение грозило суровое наказание. Кто стоял за этим жестоким распоряжением, Степан Семенович никогда близким не рассказывал. 

И бригадир грузчиков, рискуя жизнью, принимает решение сохранить зерно. Своим планом он поделился с мастером. 

За два часа портовые грузчики, сняв с себя исподнее и наполнив его пшеницей, перенесли так все до единого зернышка по домам. В назначенный срок баржа была пуста. 

Степан  с братом, который работал вместе с ним, пришли домой, держа на плечах мешки из порток, забитые зерном. Когда жена открыла дверь, то упала в обморок, подумав, что мужчины кого-то убили — импровизированные мешки, наполненные пшеницей, походили на висящую на плечах человеческую фигуру. 

Так герой Гражданской войны помог семьям николаевских грузчиков не умереть с голоду.

Предчувствие жены

В 1941 году, когда началась война, Степана Ковтуненко оставили в Николаеве командиром отряда из 13 человек, среди которых была девушка. Почти всех жителей эвакуировали из города. 

Семья Степана тоже должна была уехать. Сидя на узлах с вещами, жена с детьми ждала, когда он за ними приедет и проводит. 

— Но 12 июля рано утром папа пришел и сказал, что мы остаемся, потому что немцы уже в Варваровке, — пригороде Николаева, — вспоминает дочь командира. — А  оттуда до нашего дома час ходьбы. Отец сказал, чтобы мы перебрались в соседний дом, так как там хороший подвал, который мог стать бомбоубежищем, и оставались люди.

Обняв каждого, Степан Ковтуненко попрощался с женой и детьми. Взял маленького сынишку Вовку на руки, сильно прижал его к груди и повесил на шею связку баранок. По его щеке катилась слеза. 

— Позже мама рассказывала нам, что тогда поняла, домой муж не вернется. Так и случилось, он с отрядом погиб под Херсоном. В живых осталась лишь девушка. Она потом рассказала детям командира о последних днях его жизни, — говорит Мария Степановна. 

О существовании отряда под командованием Ковтуненко знали полицаи. Эту информацию они передали фашистам. На отряд красноармейцев устроили охоту. Настигли его оккупанты в лесу в окрестностях Херсона. Завязался неравный бой. 

«Командир, заметив вражеский прицел, наведенный на меня, оттолкнул меня в сторону. Его самого тяжело ранило», — так вспоминала этот день спасенная Степаном Ковтуненко девушка. Он успел рассказать ей, как добраться до места назначения, посоветовав в город не заходить, идти селами. А по возможности просил зайти в Щербани, где тогда жила его родная сестра, вырастившая детей Ковтуненко. Женщина выполнила просьбу командира. Так сестра узнала, что ценой своей жизни Степан спас девушку.

Исключительно мужественный

Всю жизнь Мария Ковтуненко, которой в этом году исполняется 91 год, равняется на своего отца Степана — честного и мужественного, погибшего во время Великой Отечественной войны. Фото Александра Ковязина.

После войны

Мария Степановна, которой в этом году исполняется 91 год, прожила долгую, яркую и интересную жизнь. В 26 лет после окончания железнодорожного техникума перебралась в Армавир, где вышла замуж, родила детей.  Работала на железной дороге механиком погрузо-разгрузочных механизмов. 

И все эти годы по крупицам собирала информацию об отце. Единственная его фотография попала к ней из семьи тети, той самой, которая вырастила ее. У сестры Степана Ковтуненко сохранилась фотография с похорон еще одной сестры. На ней он стоял охваченный горем, опустив взгляд в землю. После войны дети красного командира увеличили его изображение и распечатали. Так в семье сохранилась фотография Степана Ковтуненко, солдата смелого, честного, ценой жизни спасшего другого человека.

Анна ОМЕЛЬЧЕНКО
Единственная в семье Ковтуненко фотография отца — красного командира Степана Ковтуненко — досталась от тети и стала семейной реликвией.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях