Олеся Диванян-Тамазова: «Кавказские танцы любят за экспрессию»

Олеся Диванян-Тамазова: «Кавказские танцы любят за экспрессию»
Заражающая энергия и отточенная техника выступлений ансамбля народного танца «Легенда Кавказа» городского Дворца культуры — это то, за что любят армавирский коллектив зрители и ценят профессионалы.

Искусство кавказского танца детям разных национальностей преподает основатель и руководитель ансамбля Олеся Диванян-Тамазова. Некоторые из ее воспитанников уже приводят в коллектив своих детей. В интервью «АС» хореограф рассказала, почему кавказские танцы сегодня популярны в России, зачем люди приезжают на концерты «Легенды Кавказа» из других регионов и какой танец является визитной карточкой ансамбля.

Композиции по алфавиту

— Когда возник ваш коллектив, сколько ребят в нем занимаются, с какого возраста вы принимаете детей?

— «Легенда Кавказа» возник одиннадцать лет назад. В то время я занималась танцами и преподавала в другом коллективе. Когда меня пригласили работать в ГДК, открыла свое отделение. Сейчас в ансамбле 204 человека. Коллектив у нас многонациональный, всем ребятам комфортно друг с другом. Самому маленькому участнику — три года, а старшей воспитаннице – 26 лет. Мальчиков и девочек у нас поровну.

У «Легенды Кавказа» есть ансамбль доулистов. Поясню. Доулисты – от слова «доули» — так называется национальный барабан. Но барабанщики играют палочками, а доулисты – руками.

До карантина в коллективе занимались не только дети. Сегодня кавказские танцы очень популярны в России, поэтому мамы, которые водили к нам своих детей, просили проводить занятия и с ними. Так был сформирован коллектив из 12-15 человек, которые регулярно ходили на занятия. Занималась даже одна бабушка, которой было 55 лет. Она очень хорошо танцевала, однако из-за скромности отказывалась участвовать в концертах и творческих конкурсах.

Уговаривала мам участвовать в нашем юбилейном концерте. Но согласилось только четыре человека и пришлось отказаться от этой идеи.

— А какие танцы разучиваете с детьми?

— Мы изучаем с ребятами танцы народов Кавказа и Закавказья. Считаю изучить каждый танец важно, так мы сохраняем многовековые традиции предков и передаем их будущим поколениям. С детьми мы изучаем не только движения танца, но и его историю: где он возник, под действием каких исторических факторов, в каких случаях ту или иную хореографическую композицию исполняют. Таким образом дети расширяют кругозор и учатся жить в мире и согласии друг с другом. Мы изучаем танцы по алфавиту – так интереснее.

У ребят есть свои любимые танцы, которые им нравятся больше всего. Это армянские, адыгские, грузинские и вайнахские танцы.

Мыслить хореографией

— Вы считаете, что изучение культуры народа через танец способствует укреплению межнациональных отношений?

— Искусство объединяет, а танец – это одно из его направлений. Народные танцы — неотъемлемая часть культуры. Они имеют прочную связь с мировоззрением, верованиями, национальными особенностями психологии народа. В танце люди передают свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор — это душа народа.

В нашем коллективе дети всех национальностей чувствуют себя комфортно и поддерживают теплые дружеские отношения. Во многом это заслуга родителей, которые учат их дружбе, сотрудничеству и уважительному отношению к представителям разных национальностей. В «Легенде Кавказа» есть группа мальчиков разных национальностей, которые поддерживают крепкие дружеские отношения и за пределами Дворца культуры.

Кстати, национальность ребенка не играет роли в том, какой танец он будет исполнять хорошо, а какой плохо. Бывает и так, что дети свои национальные танцы исполняют посредственно, а какого-нибудь другого народа – блестяще. Тут не угадаешь.

— Сегодня, врачи бьют тревогу – в России много детей с лишним весом. И таких ребят не берут в танцевальные коллективы. Как вы относитесь к этой тенденции?

— Не считаю, что лишний вес может стать преградой для изучения ребенком танцев. У нас в ансамбле есть пухленькие дети, когда ставлю их солистами постановки, эти ребята вызывают у жюри большую симпатию.

А в процессе занятий многие детки худеют. Мы не только танцуем, но и уделяем внимание физической форме: качаем пресс, выполняем разные гимнастические упражнения.

На большой сцене

— Какой танец считаетесь визитной карточкой коллектива?

— Горский танец. На всех фестивалях и конкурсах с ним мы занимаем первые места и берем Гран-при. На самом деле у каждого танца есть свой сюжет. Горский танец популярен тем, что в нем мы показываем преемственность поколений: сначала на сцену выходят старшие мужчины, исполняют свою часть танца, потом на сцене появляются ребята среднего возраста, а последними на сцену выходят самые маленькие артисты. В кульминации все дети танцуют вместе.

Во время исполнения танца на сцену выходит 30 мальчиков. Многие члены жюри удивляются, что на танцевальные занятия ходит большое количество мальчиков.

Единственно неудобство при исполнении «Горского танца» — не каждая сцена способна вместить такое количество артистов. Поэтому перед каждой поездкой на конкурсы и показательные выступления мы обязательно узнаем у организаторов о возможностях сцены. Если она небольшая, то приходится урезать часть хореографической композиции.

— Чем вы объясняете популярность кавказских танцев?

— Думаю, это связано с энергичностью, экспрессией кавказских танцев. Что привлекает в танце? Его душа, эмоциональность выступающих. Кроме того, в гардеробе ансамбля много красочных костюмов, которые тоже привлекают внимание зрителей.

Сказать, что танцы Кавказа и Закавказья популярны только в России не могу. В 2014 году ансамбль «Легенда Кавказа» принимал участие в Олимпиаде и параолипиаде в Сочи. Мы выступали в доме Адыга в Олимпийском парке столицы зимней Олимпиады. Это был единственный национальный уголок. Около этого дома собиралось много людей. Их привлекало то, что мы не только давали концерты, но и выходили на улицу, приглашая туристов на танец. И люди выходили и пробовали танцевать. Много было европейцев, американцев, африканцев. Но самыми активными зрителями и танцорами были украинцы. Они не умели танцевать, но с удовольствием пробовали.

Негде было стоять

— На ваши концерты приезжают зрители из других регионов. Национальные коллективы города способны привлекать в Армавир туристов?

— Да, посмотреть на выступления «Легенды Кавказа» приезжают из других регионов. Это объяснимо — каждый из нас готов поехать посмотреть на своего любимого певца или актера за тысячи километров. Так и с нашим ансамблем. Например, на концерте, посвященном шестилетию коллектива, яблоку негде было упасть. В буквальном смысле. Не хватало не только свободных сидячих мест, но негде было стоять. Тогда к нам приехала известная дагестанская певица Патимат Кагирова. Она выступила на концерте и с удовольствием посмотрела наши постановки.

Этот концерт запомнился и артистам, и зрителям. Было приятно, когда после него дети приходили на занятия и рассказывали, что их узнают на улице, в маршрутках, общественных местах и хвалят за блестящее выступление.

— Текущий год был тихим для вашего коллектива?

— Из-за пандемии коронавирусной инфекции мы участвовали в конкурсах не так активно, как раньше. В этом году одержали победу только в четырех – двух очных и одном дистанционном. Однако продолжает активно тренироваться, и как только ситуация изменится в лучшую сторону, сможем привести домой награды с престижных конкурсов.

Олеся Диванян-Тамазова: "Кавказские танцы любят за экспрессию"

Фото из архива Олеси Диванян-Тамазовой.
Виктория АЛЕКСАНДРОВА
Олеся Диванян-Тамазова, основатель и руководитель ансамбля «Легенда Кавказа». Фото из архива Олеси Диванян-Тамазовой.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях