- Сложно было начинать жизнь циркового артиста?
- На подготовку ушло около полугода. Пришлось многому учиться. Например, накладывать грим. Первое время на это у меня уходило часа полтора. Поскольку до переезда занимался только спортом, пришлось постигать азы актерского мастерства.
В Цирке дю Солей артисты выступают не только в своем номере, но и в других. Поэтому номер приходиться скрупулезно разбирать и оттачивать - любая ошибка может привести к серьезным последствиям.
- В каких номерах вы работаете?
- Мой основной номер – это «Турники», ведь я акробат. Участвую в номере «Колесо Сира», где вращаюсь в большом, в рост человека, металлическом обруче, выполняя разные по сложности трюки. Как и все артисты дю Солей, задействован в эпизодических сценах, например, являюсь частью лошадки.
- Каков ваш сценический образ?
- Если коротко, то в нашем шоу есть главный герой – клоун Мауро. Однажды во сне он видит свои похороны, которые проходят не в трауре и печали, а, наоборот, в атмосфере веселья, с исполнением сложных пируэтов. Сюжетная линия строится на воспоминаниях клоуна, чтобы показать его жизнь с рождения до момента смерти. Шоу масштабное, в нем задействованы более 50 артистов. Я один их тех, кто исполняет роль клоуна Мауро. Мы выступаем в старинных цирковых костюмах, что делает шоу более зрелищным.
Не разбирая чемодан
- Каков типичный день артиста цирка?
- Все зависит от расписания. Если в день запланировано одно выступление, то в обед проводим тренировку, вечером выступаем. Если будет два представления, то можем обойтись без репетиции. На работу прихожу за два-два с половиной часа до начала программы, чтобы успеть наложить грим, переодеться, размяться. Многие артисты занимаются фитнесом, йогой – для этого у нас есть тренеры. Во время антракта артисты отдыхают. После окончания рабочего дня я, например, занимаюсь пилатесом и на тренажерах.
- Как часто артисты цирка получают травмы?
- Травмы случаются раз в две недели: вывих, растяжение и прочее. Я, например, рвал себе бицепс, мениск, ломал ребра. Часто причиной травм становится ошибка на сцене кого-то из артистов. А вот более серьезные травмы случаются редко, потому что номера тщательно отрепетированы.
- В цирке часто работают целыми семьями. Много ли семейных пар в Дю Солей?
- Немного. У нас в коллективе три таких пары. Среди них - две молодые семьи, которые созданы недавно. Из-за того, что мы переезжаем раз в неделю, отпуск артистам дают раз в три месяца. Поэтому многие летают домой к семьям. Родные редко сопровождают их на гастролях. За проживание артиста платит цирк, а если он везет с собой родственника, то будет оплачивать его пребывание сам.
- Что самое сложное в работе циркового артиста?
- На самом деле ничего сложного нет. Но многие сталкиваются с профессиональной усталостью. Когда только начинаешь работать в шоу, то все внове, интересно, а потом, наверное, как и в других сферах деятельности, начинаешь уставать. Особенно когда перелеты раз в неделю и никогда не разбираешь чемодан. Но понимаешь, что это работа, заработок, и постепенно справляешься с хандрой.
Политика под запретом
- В Цирке дю Солей выступают артисты из разных стран, с разными ментальностью, культурным кодом. Сложно ли работать в многонациональной труппе?
- Нет, конфликтов на национальной почве в нашей труппе не возникает. В ней работают артисты из 24 стран мира. Общий язык – английский. Все друг другу помогают, поддерживают теплые отношения. По сути, мы живем как одна большая семья. Хотя изредка случаются небольшие конфликты, как и в любом другом коллективе, но их быстро разрешают.
- Присутствует ли в коллективе русофобия?
- Политика в дю Солей под запретом. Когда начались события в Домбассе, ребята из Украины вывесили национальные флаги. Тогда руководитель дал час, чтобы их сняли. Руководство занимает твердую позицию и не хочет, чтобы цирк ассоциировался у людей с политикой. Это искусство, а оно интернационально.
- Много ли россиян среди артистов цирка?
- Около трети коллектива цирка - русскоговорящие артисты. Россиян в труппе пять человек. Раньше с нами даже работал мой земляк - Денис из Армавира. Он был тренером, потом перешел в спортивную акробатику. Работал в труппе в Лас-Вегасе, но из-за травмы ушел из дю Солей. Сейчас он - дальнобойщик.