На фотонатюрмортах корреспондента “Армавирского собеседника» Александра Ковязина можно увидеть маленькую вилку. Реквизит, с помощью которого фотохудожник реализует свои творческие замыслы, достался ему от бабушки его жены — переехавшей на Кубань после Первой мировой войны эстонки Анны Кайвац.
Эстонцы в Турции
В XIX веке семья Анны Кайвац из Эстонии перебралась в Турцию в городок Карс, который долгое время был одним из главных плацдармов борьбы в русско-турецкой войне во второй половине XIX века. Когда русская армия в очередной раз «отбила» у турков Карс, он стал центром Карсской области Российской империи. Тогда же окрестности города начали активно заселять переселенцами, которым из царской казны платили подъемные – 100 рублей золотом. На этих землях осели и эстонцы. Возможно, среди них и оказались старшие родственники Анны Кайвац, родившейся в 1905 году.
Позже семья Кайвац переехала в Абхазию, в город Сухуми. Но после рождения сына, который болел, Анна с мужем приняли решение выбрать место с более комфортным для ребенка климатом. Выбор пал на Кубань, а именно на село Ливоновское, где тогда жили эстонцы. Ныне это село Новоурупское Успенского района. Позже тесть фотокорреспондента Александра Ковязина, женившись на русской девушке, перебрался в Армавир.
В семье никто не знает, откуда появилась маленькая вилка, которую любила бабушка Аня. Из старого столового набора сохранились именно она и такой же небольшой нож. Пользовалась ими женщина до начала 90-х годов прошлого века.
Армавирский фотограф вспоминает, как впервые пришел в гости к будущей жене и удивился, что в семье за трапезой используют полный набор столовых приборов.
Наверное, свою роль сыграли консервативные привычки бабушки Ани, — говорит Александр. — Мне она казалась строгой, а родные ее уважали. Я знал, что столовыми приборами согласно этикету пользуются в ресторанах. А вот использовать их ежедневно для меня было непривычно. Однако научиться этому оказалось несложно. Попросил будущую жену объяснить, наблюдал за тем, как приборами пользуется в ее семье. После женитьбы привык окончательно.
За трапезой столовые приборы у всех домочадцев Анны Кайвац были одинаковыми, а вот десерт каждый мог есть, чем удобно. Сама же бабушка Аня сладкое всегда ела только своей любимой десертной вилкой.
С молотом под зубьями
Чтобы узнать побольше о вилке бабушки Ани, корреспондент «АС» обратилась за консультацией в одну из антикварных лавок Армавира. Специалист подтвердил, что оставшиеся от столового набора нож и вилка десертные, поэтому их размеры меньше привычных. Такими обычно едят торты или фрукты.
Антиквар считает, что сохранившиеся в семье фотокора «АС» столовые приборы были изготовлены в период с 1905 до середины 1920 годов. Но так как на клейме острием вправо расположен молот, то с высокой вероятностью можно утверждать, что сделали их в то время, когда в стране уже установилась советская власть. Предположительно вилку и нож изготовили на подворье – артели. В советское время артелью называли производственные кооперативы, созданные на добровольной основе с обязательным трудовым участием и коллективной ответственностью.
Клеймо прекрасно сохранилось на вилке прямо под зубьями. На нем хорошо читается надпись «Талынская артель», которая расположена по обеим сторонам от тесненных на стали молота и еще одного символа. Рассмотреть его уже невозможно. На ноже клейма нет, но по внешнему виду понятно, что с вилкой он шел в комплекте.
Вилка в натюрморте, выигравшем в международном конкурсе, появилась в последний момент. Фото Александра Ковязина.
Талынская артель
Если искать в Интернете информацию о Талынской артели, то поисковик выдает ссылку на деревню Талынское. Находится она в Вачском районе Нижегородской области. Скорее всего, артель работала именно там.
А на одном из форумов кладоискателей пользователь сообщил, что деревня расположена в пяти километрах от поселка городского типа Вача. Работала Талынская артель на протяжении шести лет с 1924 по 1930 год. Затем ее переименовали в промколхозимени Ленина. Возможно, в то же время объединили с соседней артелью «Труд» из Вачи, так как в дальнейшем появляются изделия с клеймом «Талынская арт «Труд». По такому клейму до сих пор можно найти производителя той или иной вещи, год и место ее выпуска.
Костяные рукоятки
Сами столовые приборы, принадлежавшие Анне Кайвац изготовлены из стали. По словам армавирского антиквара, вилкой еще можно пользоваться — она в хорошем состоянии. А вот нож потерял прочность и может легко сломаться, если им резать что-то плотное. Продавец антикварной лавки предположил, что случилось это из-за попытки заточить затупившийся нож.
На стальные рукоятки приборов наложены костяные накладки. Благодаря им приборы при использовании не скользят в пальцах. Со временем накладки стали разрушаться и, вероятно, поменяли цвет с белого на желтоватый. Но их можно отреставрировать, заменив на новые.
Творческий элемент
— Вилкой после смерти бабушки Ани больше никто не пользовался. Поэтому со временем я забрал ее и использую как элемент композиции во время фотосъемок, — рассказывает Александр Ковязин.
А одиннадцать лет назад снимок с вилкой Талынской артели принес фотокорреспонденту «АС» победу на Международном конкурсе «Лучший фотограф года» в номинации «Натюрморт». Фотокартину и сейчас можно найти в интернете. Ее автор говорит, что изначально вилки в композиции не должно было быть. В натюрморте она появилась спонтанно в последнюю очередь.
— Однажды увидел у прохожей большую булавку на кофте. Почему-то появилась мысль, что вместо металлической застежки может быть рыбья голова. Долго обдумывал эту идею, а затем решил собрать натюрморт, — вспоминает Александр.
Чтобы булавка гармоничнее смотрелась на снимке, ее пришлось делать самостоятельно из найденной дома проволоки, затем покупать рыбу в соотношении с ее размерами. Но композиция выглядела одиноко, не раскрывая зрителю никакой истории. Тогда армавирский фотограф и вспомнил о хранящейся дома вилке.
— Она идеально вписалась в натюрморт. На тот момент я увлекался сюрреализмом и понимал, что теперь увидевшие натюрморт начнут задаваться вопросами и сами будут создавать историю снимка. Например, для чего здесь эта вилка? Может быть, кто-то съел рыбу и у нее оказался такой необычный скелет? — поясняет Александр Ковязин.
Еще на одном снимке вилка, изготовленная в Талынской артели, лежит на странице эстонской книги, тоже сохранившейся от бабушки Ани. Эта композиция получила название «Завтрак гурмана». Старый столовый прибор появился и на фотографиях Александра «Напрасно убитое время», «Крик», «Фрукт».
Семейная реликвия
В Интернете на аукционах похожие ножи и вилки, изготовленные Талынской артелью, можно купить по цене до 600 рублей. Некоторые из приборов удается продать и за 900 рублей. Есть предметы дороже, стоимостью в несколько тысяч рублей. Но они выполнены из серебра.
А как рассказали в городской антикварной лавке, приборы, хранящиеся у фотокора «АС», особой материальной ценности не имеют. Но они обладают другой ценностью — исторической, став не только предметом быта ушедшей эпохи, но и реликвией, которую теперь вместе с воспоминаниями об эстонке Анне Кайвац передают последующим поколениям семьи.
На ноже клейма нет, но по внешнему виду понятно, что с вилкой он шел в комплекте. Фото Александра Ковязина.
Снежана Годлевская