До революции в Армавире греки занимали особое и весьма заметное место. Они вели торговлю зерном, уступая в этой сфере только русским, открыли здесь первую нотариальную контору, один из первых театров-кинематографов.
Первые представители греческой диаспоры стали селиться в Армавире, когда он был еще аулом, а покидать город начали после установления советской власти.
«Народ положительный, тонкий и по своему честный»
Кандидат исторических наук, доцент АГПУ, председатель Армавирского городского общества историков-архивистов Сергей Ктиторов рассказал, что греки появились в дореволюционном Армавире вместе с черкесо-гаями (черкесскими армянами).
— Они относились к небольшой субэтнической группе черкесских греков, сформировавшейся, как и сообщество закубанских армян, в горных районах Черкесии, — сообщил Сергей Ктиторов.
Одними из первых греческих семей в ауле поселились Матеосовы, Кастановы, Тевтеревы. Они не отличались от черкесских армян ни по культурному облику, ни по ведению быта. Наоборот, представители греческой диаспоры постепенно сливались с черкесскими армянами в единую общность. В качестве доказательства Сергей Ктиторов приводит первую всеобщую перепись населения Российской империи в 1897 году. Согласно ее данным, в Армавире проживало 269 человек, которые назвали своим родным языком греческий. Среди них 181 местный житель придерживался армяно-григорианской конфессии и лишь 88 греков исповедовали православие.
Когда в 1875 году было пущено движение по Ростово-Владикавказской железной дороге, Армавир начал превращаться в крупный торгово-промышленный центр. В город стали приезжать греки из разных уголков России и из-за границы. Как отметил Сергей Ктиторов, в этой миграционной волне находилось немало и выходцев из самого Греческого королевства, сохранявших на Кубани статус иностранно-подданных.
В 1889 году в ставропольской газете «Северный Кавказ» в выпуске № 83 в раскрывалась специфика населения Армавира.
— Любопытно, что корреспондент начинает описание пестрой многоголосой толпы на перроне вокзала Владикавказской железной дороги с греков, которые «ведут толковый, оживленный разговор о состоянии внутреннего и заграничного коммерческого рынка», — рассказал Сергей Ктиторов. — Автор отмечает, что «это народ положительный, тонкий и по-своему честный».
Кстати, в те времена национальность человека определялась по родному языку. Также интересным фактом в переписи населения 1897 г. было то, что 55 жителей села (38 мужчин и 17 женщин) являлись подданными Греческого королевства.
Кандидат исторических наук, доцент АГПУ Сергей Ктиторов на фоне бывшего маслобойного завода греческого предпринимателя Павла Спари. Это старинный элеватор, построенный в начале XX века. Фото Александра Ковязина.
Хлебом едины
В Российской империи вид деятельности во многом зависел от национальности. Так, болгары предпочитали выращивать и продавать овощи и зелень, чехи были заняты в пивоваренном производстве, ассирийцы работали чистильщиками обуви, персы доставляли жителям на дом воду в бочках, а греки вели хлеботорговлю.
Почему именно греки в России занимались хлеботорговлей ответить сложно. Могу предположить, что обусловлено это тем, что греки издревле были отличными торговцами и, зная конъюнктуру греческого рынка — того, что там не хватало своего зерна, они поставляли заграницу пшеницу из Российской империи. Помимо своей исторической Родины, греки продавали отправляли партии зеран в Италию и в страны Балканского полуострова, — рассказал Сергей Ктиторов.
Жили греки обычно возле своих хлебных ссыпок (складов хлеба), располагавшихся по улицам Красной (ныне ул. Кирова к югу от железной дороги) и Урупской (ныне ул. Урицкого к югу от железной дороги), на которые выходили торговые пути для подвоза зерна из окрестных станиц и селений. Эти ряды хлеботорговцев заканчивались на специальной так называемой Хлебной площади между современными улицами Калинина, Дзержинского, Гоголя и Либкнехта.
Как сообщил Сергей Ктиторов, на Юге России греки повсеместно играли огромную роль в экспортной хлеботорговле. Так, известный российский специалист в области экономики сельского хозяйства профессор П.И. Лященко в исследовании 1912 г. писал: «Почти вся хлебная торговля на местных рынках Кубанской области находится в руках греков, причем часто носит некрупный характер. Очень крупных ссыпщиков мало, в большинстве случаев ссыпщик работает на капитал от 1000 до 10000 рублей; немало и таких, которые работают исключительно в кредит на чужие деньги. Каждая станция, станица, поселок имеют несколько ссыпок, из которых большинство принадлежит грекам, наплыв которых с каждым годом все более и более увеличивается. Из Греции прибывают они мальчиками и определяются к своим родным или знакомым, под руководством которых обучаются всем тонкостям хлебного дела; а спустя несколько лет, скопив из жалованья немного денег (от 300 до 1000 р.), открывают свою ссыпку при дальнейшей поддержке тех же родных и знакомых. Объятые жаждой самой скорой наживы и имея к тому же яркие примеры таковой, в лице некоторых своих соотечественников, большинство из них не брезгует никакими средствами для достижения цели… За истекшие десять лет и положение ссыпщиков значительно изменилось. Число их удвоилось и даже утроилось, что не могло не повести к конкуренции между ними»
— Лященко отмечает, что одним из средств борьбы с указанной конкуренцией стало образование кубанскими греками торговых товариществ, которые определяли условия закупки зерна и размер цен на него. Члены таких небольших синдикатов стремились монополизировать хлебную торговлю на местных рынках региона, что сулило им хорошие дивиденды, — уточнил городской историк. — Это наблюдалось и в Армавире, где к 1912 г. возникло торговое товарищество греков-ссыпщиков «Эллас». Впрочем, на численность частных коммерсантов появление этого объединения не повлияло.
Греки проявили себя и в других сферах деятельности. Одним из первых нотариусов в селе Армавир в начале 1880-х гг. был Василий Антонович Стафопуло; в 1910-е гг. обязанности инспектора местной мужской гимназии исполнял статский советник Николай Павлович Олимпиади; в 1910 г. сын местного хлеботорговца Юрий Павлович Папафаносопуло открыл в селе театр-кинематограф «Казино-де-Пари», в зале которого помимо демонстрации фильмов проходили гастроли приехжих греческих артистов.
Тот самый Спари
Одним из самых видных тузов-миллионеров из числа греков был купец Павел (Панайот) Дмитриевич Спари. Как сообщил Сергей Ктиторов, будучи подданным Греческого королевства, уроженцем города Лимни (на острове Эвбея), в начале ХХ века он стал крупнейшим и авторитетным промышленником и хлебным экспортером Северного Кавказа.
В Армавире купцу принадлежала большая ссыпка зерна, денежный оборот которой, по данным за 1908 год, превышал 2 млн. рублей. В 1901 году Спари основал в селе паровой маслобойный завод. По опубликованным в 1909 году статистическим сведениям, здесь насчитывалось 80 рабочих, а сумма годового производства составляла 2 млн. руб.
От остальных маслобоен завод отличался наличием собственного шестиэтажного элеватора, — уточнил Ктиторов.
Маслобойня Спари располагалась в квартале между современными улицами Володарского, Либкнехта, Тургенева и Маркса. Возле производственных корпусов находился дом предпринимателя, где он проживал со своим многочисленным семейством. У Павла Спари было восемь детей. В обширном дворе коммерсанта был разбит декоративный сад с красивыми цветниками, тенистыми аллеями, беседками и фонтаном.
Есть целая серия дореволюционных открыток, на которых запечатлены завод Спари и уголки его сада, — пояснил Сергей Ктиторов. — Также интересно, что на одной из таких открыток греческий коммерсант сфотографирован на фоне красивого фонтана в саду возле своего маслобойного завода. Дом Спари всегда был открыт для гостей, играя роль центра общения армавирских греков.
Как отметил Сергей Ктиторов, с этим местом был связан очень примечательный факт, Примерно в 1910 году на средства коммерсанта в его саду при заводе был открыт памятник греческому национальному герою, борцу с турецким господством Ангелису Говиосу. Они были со Спари земляками — оба родились в маленьком греческом городке Лимни. Автором памятника стал известный греческий скульптор Георгиос Бонанос.
Памятник представлял собой погрудный бюст на постаменте. Он был единственным в Российской империи монументом в честь греческого национального героя. Однако, как сетует Сергей Ктиторов, судьба памятника неизвестна — на территории завода его уже давно нет.
Как сообщил Сергей Ктиторов, в этнографическом музее греческого города Лимни висит большая фотография с подписью: «1910. Бюст Ангелиса Говиоса Панайотис Спари. Армавир, Россия».
Снимок сделан на открытии памятника, а люди на снимке — члены греческой диаспоры.
Говиос для жителей Лимни — местный герой освободительного движения. Его статуя до сих пор стоит на городской площади.
Жизнь самого Павла Спари завершилась трагически. В 1912 году он попал в затруднительную финансовую ситуацию. Тогда в стране был финансовый кризис и банки ужесточили политику кредитования. В итоге опасаясь того, что кредиторы опишут его имущество, которое было уже заложено, Павел Спари 7 ноября 1912 года застрелился в одной из беседок своего сада.
Завод предпринимателя пошел с молотка. В 1913 году его владельцем был уже русский промышленник Иван Ломагин. В советский период здесь изготавливалась крошку косточковых культур, которая использовалась в военной промышленности. Также из ядер изготавливалось масло для косметических и медицинских целей. Сегодня бывшие производственные корпуса используются не по назначению.
Что стало с детьми Спари Сергею Ктиторову неизвестно. Как пояснил историк, во время революции многие греки вернулись к себе на родину. Нынешняя греческая община генетически с греками дореволюционного Армавира за редким исключением практически никак не связана.
Виктория Александрова
Почтовая открытка с видом фонтана в саду П.Д. Спари (прим. 1907 г.)