Тренер из центра детского и юношеского туризма Сергей Трусов сравнивает скалолазание со спортивной гимнастикой. Чтобы достичь результатов в каждом из этих видов спорта, нужны схожие навыки и смелость.
По искусственным камням
Сергей Трусов работает в центре детского и юношеского туризма давно. Несколько лет назад он прошел в Москве курсы по скалолазанию, получил специальный диплом и теперь тренирует этому виду спорта армавирских ребят.
— Скалолазание, как и спортивная гимнастика, — сложнокоординационный вид спорта. Они дают похожие нагрузки, получаемые на все группы мышц. Иногда после тренировок ребята говорят мне, что у них болят те мышцы, которые раньше о себе никогда не давали знать, — рассказывает армавирский тренер.
В скалолазании есть три дисциплины: трудность, боулдеринг и скорость. На скалодромах в Центре детского и юношеского туризма обучают всем трем.
— Лазание на скорость — это передвижение по скальному рельефу, цель которого – покорить вершину маршрута за минимально короткое время, — поясняет тренер. — Дисциплина «лазание на трудность» подразумевает преодоление трасс повышенного уровня сложности от старта до наиболее удаленного зацепа за определенный промежуток времени.
Боулдеринг же, по мнению Сергея, наиболее интересная из дисциплин. В ней за наименьшее количество попыток нужно пройти как можно больше трасс.
Армавирский скалодром — это помещение с высотой стен от пяти до 15 метров, на них закреплены специальные зацепы — искусственные камни разных форм и размеров, расположенные на различном удалении друг от друга. Цепляясь и подтягиваясь на них, спортсмен передвигается по «скале».
Трое на страховке
Сергей Трусов – единственный тренер по скалолазанию в ЦДЮТ. Он обучает четыре группы ребят. В каждой из них занимаются до 15 спортсменов.
В секцию скалолазания принимают ребят от семи до 17 лет. Однако в соревнованиях спортсмены участвуют только по достижению десяти лет.
Семиклассник из школы № 6 Леонид Багаутдинов занимается в секции седьмой год. Пришел в этот вид спорта еще в первом классе — предложила учительница физкультуры.
— На первой же тренировке нас учили технике безопасности, показали, как крепить страховочные системы, — вспоминает Леонид.
Одно из важных правил – полное отсутствие бижутерии. В первую очередь снимают кольца, иначе при срыве со скалодрома можно травмировать пальцы.
Девочки заплетают длинные волосы в косы. В карманах не должно быть лишнего, чтобы ничего не падало на головы тем, кто поднимается ниже. При перемещении по залу надо быть внимательным, не ходить под скалодромом – сверху может упасть сорвавшийся спортсмен.
— Рассказываю о страховочных устройствах и видах страховки: верхней, нижней и гимнастической. Есть и четвертая – визуальная, — поясняет Сергей Трусов. — Всегда ставлю на страховку трех человек. Первый страхует с заряженным страховочным устройством, другой стоит на подстраховке, а третий контролирует первых двух.
Верхнюю скалолазную страховку применяют на ровных вертикальных стенах или стенах с небольшим нависанием. Точки страховки находятся выше скалолаза. При этом страхующий вытягивает на себя лишнюю веревку или «выдает» ее.
Нижнюю страховку используют в дисциплине «скалолазание на трудность». В этом случае точки страховки находятся вдоль всего маршрута. Страхующий держит веревку в нескольких метрах от скалолаза, который продевает ее в карабин на той точке, до которой поднялся, или вынимает ее при спуске.
В гимнастической страховке страхующий принимает падение скалолаза на себя. Он находится на земле и отталкивает его обратно к стене, не позволяя опрокинуться на спину или удариться головой. Применяют такую страховку в дисциплине «боулдеринг».
Движение вверх
— Лазать разрешаем уже на первом занятии. Чем больше ребенок работает на скалодроме, тем быстрее научится. Заметил, что маленькие дети выполняют упражнения лучше взрослых. Не знаю, с чем это связано, но они легче осваивают технику скалолазания: перенос центра тяжести, расстановку рук и ног, — делится наблюдениями армавирский тренер.
Скалолазание помогает детям преодолеть страх высоты. Лениод Багаутдинов говорит, что только пару лет назад поборол его. Поначалу ему было трудно совершать подъемы на высоту до нескольких метров.
— Но всегда упорно лез наверх, зная, что помимо страховки внизу есть спортивный мат. Сначала, когда падал, было страшно. Но потом понял, что ничего не сломаю, — говорит 13-летний спортсмен. — Привыкал к высоте в процессе тренировок. Сейчас без труда поднимаюсь до десяти метров по стенке.
Тренируется он четыре раза в неделю по два часа. Занятия состоят из разминки, преодоления трасс и заминки.
Скалолазание – физически трудное занятие. Поэтому спортсмены долго разогреваются: выполняют упражнения на разминку суставов рук и ног – круговые движения кистями, лодыжками, делают зарядку, приседают, могут устроить недолгую пробежку. Это важно для поднятия общего тонуса тела, чтобы избежать на тренировках травм.
Прежде, чем приступить к преодолению заданных тренером маршрутов, выполняют разминочное лазание без набора высоты. Дети отрабатывают технику: как правильно ставить ноги, как цепляться за зацепы, переносить центр тяжести тела. В конце тренировки — небольшая заминка в виде зарядки или растяжки, чтобы не забивались мышцы.
Леонид Багаутдинов говорит, что скалолазание хорошо влияет на физическую подготовку. Тренируются все группы мышц, особенно плечевой пояс, руки и ноги.
— Мне было легко начинать — до скалолазания занимался борьбой. Сейчас скалолазание помогает поддерживать физическую форму, формирует характер, — говорит юный скалолаз. — Я стал более настойчивым в достижении поставленных задач, терпеливым. Потому что пока достигнешь конца трассы, потратишь на это не одну попытку, срываясь и начиная заново.
На два размера меньше
Задача тренера — объяснить приемы страховки и поставить технику лазания. Сергей Трусов поясняет, что в скалолазании середина стопы никогда не задействована. Обычно работает носок, в редких случаях – ребро стопы или пятка.
Поэтому крайне важно подобрать специальную обувь – скальники. Правда, сначала ребята тренируются в кедах. Тренер сам рекомендует им заказывать скальную обувь. В Армавире купить ее невозможно, выручают интернет-магазины.
— Скальная обувь всегда подбирается на пару размеров меньше. Так пальцы будут полусогнуты, а значит, удобнее ставить ногу даже на самые маленькие зацепы, которые могут быть размером с пятирублевую монету толщиной в несколько сантиметров. А специальная технологичная резина при этом не натирает ногу, плотно прилегает к ней, не скользит, — рассказывает Сергей Трусов. — Детские скальники можно купить от трех тысяч рублей. Цена за взрослые варьируется от пяти до 20 тысяч.
Жидкая лучше
Второе, на что обращают внимание в постановке техники лазания, — положение рук. Они всегда должны быть прямыми, а ноги – полусогнутыми.
— Дело в том, что на согнутых руках невозможно провисеть долго, поэтому больший упор идет на ноги, — рассказывает тренер.
Для лучшего хвата спортсмены используют магнезию в порошковом или жидком виде. Она увеличивает трение при удержании зацепов за счет высушивания и обезжиривания поверхности кожи на ладонях и пальцах. Стоимость 450 граммов магнезии доходит до 800 рублей. Одному скалолазу ее хватает на полгода-год. Порошковая магнезия дешевле, но практичнее жидкая. Она не распыляется и не просыпается. Небольшой капли хватает на три-четыре попытки подъема.
Немаловажен в технике лазания центр тяжести тела. В идеале он должен находиться в районе пупка. Поэтому необходимо плотно прижиматься им к скалодрому, чтобы не сорваться вниз от неправильного распределения веса.
На естественных скалах
По словам армавирского тренера, скалолазание, если перепроверять страховки и хорошо разогреваться перед подъемом, не травмоопасный вид спорта. На тренировках можно получить ушибы и синяки, редко – вывихи. Как говорит Сергей Трусов, бывало, что от недостаточного разогрева мышц он мог потянуть связки плечевого сустава.
Наиболее частые травмы в этом спорте – смещения фаланг пальцев, локтевых и коленных суставов. При резком срыве – его определяют как фактор рывка два – может быть перелом позвоночника. Однако при собственной внимательности и хорошей подготовке этого избегают.
Чтобы лучше развивать навыки скалолазания, тренер с ребятами выезжает на скалодромы Краснодара или на естественные рельефы.
— В Гуамском ущелье есть до 250 самых разных трасс. Хорошие скалы в Туапсинском районе, в Сочи, около Геленджика. Наш край богат местами, подходящими для скалолазания, — отмечает Сергей Трусов.
Снежана Годлевская
Тренер Сергей Трусов лазать воспитанникам разрешает на первом занятии. Считает, что чем больше ребенок работает на скалодроме, тем быстрее научится. Фото Александра Ковязина.