Открывая два года назад частную танцевальную школу, армавирскому хореографу Светлане Кукк пришлось отказаться от материальной стабильности и работы от звонка до звонка.
— Теперь я работаю 24 часа в сутки, семь дней в неделю и абсолютно не застрахована от материальных рисков и неудач, — говорит основатель студии «АрБалет».
Транспортно доступно
Самым сложным при запуске танцевального бизнеса оказалось решение вложить в стартап семейные средства. И после серии неудач продолжить дело, когда казалось, что нужно кардинально сменить сферу деятельности.
Школа-студия Светланы Кукк расположена в самом центре города, рядом с гостиницей «Северная». В поиске подходящего помещения хореограф объездила весь город.
— Я буквально изучила все чердаки и подвалы города и нашла лучший вариант, – рассказывает Светлана. — Помещение взяла в аренду. Школа занимает третий этаж здания, это почти 100 квадратных метров. Есть два танцевальных зала — большой и малый, просторная раздевалка, санузел, холл, отдельный вход.
Место расположения выбирала по принципу транспортной доступности. Танцевальная школа находится буквально в шаге от автобусной остановки. Сюда легко добраться не только жителям Армавира, но и близлежащих районов. Есть парковка для личного транспорта.
— Повезло с ремонтом, — говорит основательница студии. — Помещение соответствовало необходимым для занятий хореографией требованиям: чистое, светлое, пол покрыт ламинатом.
Светлана оборудовала раздевалку: установила стулья, вешалку. Для родителей создала комфортные зоны ожидания детей, установив банкетки. Пригодились встроенные шкафы — в них хранят танцевальные костюмы и инвентарь. Хореограф закупила гимнастические и ортопедические коврики, массажные мячи, скакалки, обручи. Установила видеодомофон.
Господдержка научит
В поисках названия основательница данс-студии перебрала огромное количество вариантов.
— «АрБалет» – это игра звуков и ассоциаций. «Ар» – родной Армавир, «балет» — группа танцоров различных по стилю и технике хореографических направлений, — поясняет Светлана Кукк. — А еще арбалет — это боевое и спортивное оружие. В этом слове ощущаются мужская сила, мощь, стремительность. А я люблю работать с мальчишками. В танцевальном коллективе обязательно должны быть мужчины.
Светлане 40 лет. Из них 22 года она работает хореографом. Многие армавирцы знают ее как руководителя образцового ансамбля народного танца «Забава» при ДДЮТ.
— Но каждый выпускник хореографического отделения, решивший связать жизнь с танцем, мечтает либо о карьере танцовщика, либо о собственной школе. И я не стала исключением, — делится Светлана. — Но на момент стартапа была далека от понимания, как строится и на чем держится бизнес. Я опытный педагог, но как бизнесвумен – абсолютный новичок.
Сейчас хореограф принимает участие в бизнес-форумах, семинарах и вебинарах, проводимых Центром поддержки предпринимательства Краснодарского края, обучаясь ведению своего дела.
— Без мер господдержки и спонсоров малому бизнесу, тем более в сфере дополнительного образования, не обойтись, — считает основательница «АрБалета».
В группе «Профи» у Светланы Кукк занимаются дети, нацеленные на концертные выступления с костюмами, поездками. Фото из архива Светланы Кукк.
«Замороженный» абонемент
Заявление на открытие деятельности индивидуального предпринимателя в сфере дополнительного образования детей и взрослых Светлана подавала через МФЦ.
— На тот момент еще не было формы самозанятости или налога на профессиональный доход, — поясняет Светлана. — Но удобство ИП в том, что, развиваясь, ты можешь нанять сотрудников.
На запуск школы танцев ушло порядка 250 тысяч рублей. Это были собственные средства. К кредитам хореограф, у которой четверо детей, относится негативно.
В месяц на функционирование танцевальной студии уходит около 100 тысяч рублей. Это арендная плата, коммунальные расходы, стоимость используемых бытовой химии, средств гигиены, канцелярских принадлежностей, затраты на рекламу, банковское обслуживание, сотовую связь, налоги, зарплата.
— Для выхода на самоокупаемость нужно 90-100 учеников, — размышляет руководитель студии. — Если продолжать работать в одиночку, то максимально потяну 200-250 человек. Сейчас у меня занимаются 40 учеников от 3 до 19 лет. Пока на самоокупаемость мой бизнес не вышел.
Цену занятий Светлана устанавливает исходя из средней по городу. Для привлечения клиентов она разработала гибкую систему скидок. Стоимость для родителей, водящих на занятия двоих детей, на 20% ниже. Для детей из многодетных семей, детей-сирот действует льготный абонемент со скидкой 30%.
— Если ребенок пропустил занятия по болезни, делаю перерасчет оплаты либо даю возможность отработать пропущенные занятия с другой группой, — говорит бизнесвумен. — По заявлению родителей при запланированной поездке, санаторно-курортном лечении абонемент «замораживаем».
Светлана запланировала запустить льготный «семейный» абонемент для желающих заниматься танцами родителей учеников.
«АрБалет» объединяет детей и взрослых любого возраста и состояния здоровья, главное, чтобы было желание заниматься танцами. Фото из архива Светланы Кукк.
Рисковое дело
Как оказалось, рисков в танцевальном бизнесе много. Как у любой образовательной деятельности, в танцевальных школах существует сезонность. Чтобы иметь стабильный доход, необходимо набрать детей к началу учебного года.
— На этапе открытия школы я совершила много ошибок. Изначально сделала ставку не на ту возрастную категорию. Решив осуществить мечту мамы, чтобы в Армавире, как в больших городах, затанцевали взрослые люди, объявила набор для них, — делится Светлана. — Разработала программу по пяти направлениям хореографии и прогорела.
Неправильно провела рекламную кампанию, просто «слив» деньги. Не имея финансовой возможности, раздавала визитки, расклеивала объявления на информационных стендах многоэтажных домов, делала афиши для учебных учреждений. Сейчас дает рекламу через социальные сети. Проводит бесплатно первое занятие.
— Реклама – мое слабое звено. Здесь мне требуется квалифицированная помощь, — считает руководитель данс-студии.
Но самый серьезный удар по бизнесу нанесли ограничительные меры, введенные из-за пандемии коронавируса. Онлайн-занятия не пошли. И Светлане пришлось взять вынужденную паузу, закрыть, а затем вновь открыть ИП.
— Хореографии нужно учить в «живом» формате, — убеждена владелица танцевальной студии.
Пока Светлана преподает одна. У нее занимаются пять групп детей в возрасте от 3 до 12 лет. В каждой из них — от 3 до 7 человек. Дошколята занимаются два раза в неделю по 40-60 минут. Школьники — два-три раза от 60 до 90 минут.
— Это связано с возрастными психо-физиологическими особенностями каждой возрастной группы, — поясняет Светлана Кукк. — Есть определенные стандарты и нормативы в дополнительном образовании, которых я придерживаюсь.
У нее занимаются люди с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
В движении
Конкуренция среди танцевальных школ в Армавире большая. Работают государственные учреждения культуры и дополнительного образования с многолетним опытом, частные танцевальные студии, прошедшие этапы становления и укрепившие свои позиции на рынке.
— Но в первую очередь выбирают не учреждение, а педагога, — говорит преподаватель танцев. — Обычно частные танцевальные студии создают мастера с именем, которые хотят делиться опытом, знаниями, энергетикой.
Светлана считает, что в частных студиях больше свободы, как в расписании занятий, так в стилях и направлениях, меньше детей в группах.
— Летом мы не уходим на каникулы, а проводим занятия на свежем воздухе. В этом году запустили программу «Summer. Nature. Dance». Это вечерние занятия для детей и взрослых в будние дни и утренняя зарядка по выходным в Городской роще с видом на водохранилище, — рассказывает хореограф.
Своим конкурентным преимуществом Светлана Кукк считает разработанные ею авторские программы.
— В группе «Первые па» вместе с мамами занимаются детки с 1,5 до 3 лет. Материал подается в игровой, образно-эмоциональной форме, — рассказывает хореограф. — С трех лет мальчики и девочки техникой занимаются раздельно, вместе отрабатывают танцевальные навыки при постановочной работе. Есть группы «Профи», в которые ходят дети, нацеленные на концертные выступления с костюмами, поездками. Для тех, кто решил заниматься танцами для собственного развития, созданы группы «Хобби».
Светлана разработала программу для детей, рассчитанную на 10 лет обучения. По ней ученики занимаются в комплексе партерной гимнастикой, классическим, народным, современным танцем, актерским мастерством, акробатикой. С 10 лет особо талантливых девочек с хорошей технической подготовкой хореограф обучает пальцевой технике – танцу на пуантах.
— Мы регулярно берем мастер-классы по хип-хопу, актерскому мастерству у лучших специалистов города. Мои ученики – это универсальные танцоры и счастливые люди, — говорит руководитель студии «АрБалет».
Светлана не раз задумывалась о расширении бизнеса. Она уже занимается с детишками из поселка Глубокого Новокубанского района.
— Но пока это планы на перспективу, — говорит педагог. — Открыть сеть студий в одиночку мне не под силу. Нужна команда специалистов. Я готова к сотрудничеству. Сумма инвестиций зависит от многих факторов и требует точных расчетов. Сейчас же моя главная задача – развитие движения «АрБалет» для детей и взрослых в родном Армавире.
Анна Омельченко