Светлана Пригода: «Травля ученика — это «болезнь» всего класса»

Светлана Пригода: «Травля ученика — это «болезнь» всего класса»

Буллинг — это не «страшилка» от родителей, а серьезная социальная проблема, считает клинический и семейный психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Светлана Пригода.

Корреспондент «АС» поговорил с ней о том, как узнать, что над ребенком издеваются в классе, какие последствия ждут жертву буллинга и возможно ли прекратить травлю.

Антилидер

— В чем причины подросткового буллинга?

— Родителям и учителям важно отличать буллинг от конфликта и непопулярности ребенка. Буллинг, или травля, подразумевает групповое, эмоциональное или физическое насилие, когда над ребенком смеются, издеваются, подчеркнуто игнорируют его, оскорбляют, унижают, бьют, толкают, портят вещи и так далее.

Обычно буллинг направлен на одного и того же ребенка в классе. Над жертвой может издеваться как один ученик, так и группа, когда агрессора поддерживают остальные члены коллектива.

Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности к группе. Они начинают кучковаться, создавать группы. В этом возрасте важно быть членом «стаи». Как следствие, появляется лидер. Остальные, чтобы не попасть в позицию жертвы, начинают поддерживать агрессора. Часто травля сплачивает коллектив. При этом внутренне кто-то может быть не согласен с таким поведением.

Бывает, что ребенка в классе не любят, не принимают, у него нет друзей, одноклассники не приглашают его в компании. Но при этом насилия в его адрес не проявляют. Это непопулярность. Понятно, что ребенку обидно. Но угрозы в коллективе он не чувствует, испытывая лишь дискомфорт. А при систематической травле со стороны одноклассников он испытывает страх.

Если два ребенка поссорились и класс не поддерживает их — это конфликт. Обе стороны находятся в равных условиях.

— А может учитель повлиять на ситуацию в классе?

— Некоторые учителя своими неосознанными действиями сами подталкивают детей к травле. Например, нелестно высказавшись о ребенке или прилюдно высмеяв его недостатки. Если учитель умеет создать партнерские отношения в классе, сплотить коллектив, увидеть личность в каждом ребенке – травли не будет.

Дружить против

— Травля в классе — это чья ответственность?

— Убеждена, учитель легко может предотвратить буллинг в самом зародыше. Случается, когда родители жалуются учителю, что одноклассники систематически обижают их ребенка, он как аргумент приводит тот факт, что это не травля, а их школьник непопулярен в классе. Часто учителя считают травлю проблемой жертвы, мол, если коллектив сплотился против одного, значит, этот один не так себя ведет. Но нельзя считать буллинг проблемой отдельной личности. Мы, психологи, говорим, что если в классе началась травля кого-то из учеников, это — «болезнь» всего класса.

В случае буллинга учитель должен принять всю ответственность на себя – самостоятельно решить проблему дети не смогут. Педагог обязан проговорить с классом о том, что в коллективе травят человека, объяснить, что это проблема всего класса. И, не слушая никаких доводов учеников, должен дать однозначную оценку травли – это плохо.

Следующим шагом со стороны учителя должно стать формирование позитивных правил жизни в группе. Можно даже заключить с детьми «контракт», в котором указан весь свод правил отношений внутри коллектива, и каждый ребенок обязан его подписать.

Педагог должен следить за тем, чтобы в коллективе не было жесткого закрепления ролей: лидеров и массовки. Нужно выделять каждого ученика по его достоинствам, например, один хорошо рисует, другой быстро бегает, третий отлично поет.

Можно пригласить инспектора по делам несовершеннолетних, который даст юридическую оценку поступку школьников. Так подростки поймут, что их действия – это не шутки и чреваты последствиями.

Педагог обязан объяснить, травля – это не игра, в которой всем весело, и в нее вступают добровольно. В классе необходимо организовать больше интересной деятельности, которая будет сплачивать.

— А перевод в другой класс или переезд в другой район или даже город могут помочь?

— Буллинг – это болезнь определенной группы людей. Даже если жертва покинет коллектив, проблема травли в классе останется. Появится другой ребенок, против которого будет направлена агрессия.

Если в классе есть травля, то падает успеваемость всего коллектива – дети перестают интересоваться учебой, теряют чувство безопасности. Бывает, что ребенок не приемлет такого поведения, но страх оказаться жертвой подталкивает к тому, что он начинает пособничать в издевательствах над одноклассником. Становясь взрослым, такие люди испытывают стыд за свой поступок.

При нормализации обстановки ребенок-жертва может не захотеть учиться в этом классе. Поэтому важно обратиться к психологу, который проработает с ним эту ситуация. Он должен покинуть учебное заведение не как жертва. А родители должны отстоять права ребенка, показав, что есть определенные правовые механизмы, которые можно включать, когда есть факт насилия, и такое деяние наказуемо.

Если ребенок боится, ему сложно учиться, радоваться, дружить. Это большая психологическая травма. Жертвы буллинга вместо того, чтобы сосредоточиться на учебе, находятся в постоянном стрессе. У них начинают возникать психосоматические расстройства, такие как головные боли, боли в животе. Часто на этом фоне развивается депрессия, вплоть до попыток суицида.

Выместить «плохо»

— Кто может стать жертвой буллинга?

— Абсолютно любой ребенок: полный или худой, отличник или двоечник, красивый или спортсмен. Глубокое заблуждение, что ребенок виноват в том, что его выбрали в качестве жертвы. Часто это случайный выбор одноклассников или же ученик не нравится лидеру в коллективе.

Обычно жертвами становятся дети, отличающиеся повышенной чувствительностью — эмоциональный человек на травлю реагирует сильнее. А также — тихие, робкие ребята, которые не могут за себя постоять.

Жертвой буллинга становятся дети из малообеспеченных семей или, наоборот, с высоким достатком. Если в классе учатся дети из семей с достатком ниже среднего, а один ребенок — из обеспеченной семьи, то его могут начать систематически травить.

— А что формирует в ребенке агрессивного обидчика?

— Агрессоров нельзя назвать спокойными и уверенными в себе людьми. Если человек сильнее и увереннее остальных, он, как правило, добрый, склонен заботиться и защищать остальных.

Травля со стороны агрессора возникает не от хорошей жизни. Жертва и палач — две стороны одной медали. Если ребенок не в школе, а, например, дома является жертвой или же у него плохие отношения с родителями, то, чтобы компенсировать это, он может стать палачом в своем классе. Ему настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

Или же буллер хочет быть во всем первым, при этом не обладая выдающимися способностями. Поэтому, самоутверждаясь, выбирает роль лидера со знаком «минус».

Обидчиком, случается, становится и сама жертва, которая мстит другим за себя. Поэтому важно, чтобы с агрессором работал психолог. В будущем такому человеку будет тяжело в жизни: возникнут сложности в создании нормальной семьи, ему сложно будет выстраивать отношения с другими людьми.

— Почему дети не рассказывают о том, что их травят?

— Очень часто жертву запугивают до такой степени, что ребенок боится, что станет еще хуже. Поэтому родителям важно заметить изменения в поведении ребенка.

— А как понять, что его травят в школе?

— Если видите, что ребенок не хочет ходить в школу, у него возросла тревожность, нарушен сон или снизилась успеваемость, он не общается с одноклассниками, надо выстраивать с ним диалог. Важно установить доверительный контакт, объяснить, что если вы предпримите действия, то обязательно сообщите ему об этом. Ребенок должен понимать — семья обязательно его защитит.

Ни в коем случае нельзя говорить: «Ты что, сам не можешь разобраться? Иди и дай сдачи!» Это не конструктивно, потому что одному ребенку сложно противостоять группе, и ничем хорошим это не закончится.

Когда появляются явные признаки травли, надо действовать. Что делать? Обратиться к классному руководителю, родителям учеников, с которыми у ребенка возникла проблема, к школьному психологу, социальному педагогу. Проговорите ситуацию и определите план действий. В идеале в разрешении конфликта должен участвовать и директор школы.

А ребенку надо объяснить, он не виноват. Издеваться могут над любым. Нельзя ставить ребенку в вину, что он слабый или хилый.

Пострадавшего от буллинга ребенка нужно вести к психологу. Специалист поможет пережить и переработать негативный опыт. Иначе он и во взрослой жизни может чувствовать себя жертвой.

Психологическое айкидо

— Как искоренить буллинг на начальной стадии?

— Если одноклассники стали придираться, нельзя спорить, оправдываться, например, говорить я — не толстый, а крупный, или это модная кофта, ты просто не понимаешь. Такое поведение считывается как слабость и будет провоцировать группу на дальнейшие издевательства. Нельзя отвечать на грубость грубостью, угрожать рассказать учителю или делать вид, что не слышишь, при этом краснеть. Нельзя плакать, бросаться в драку, смеяться в ответ.

Правильно будет дать понять агрессорам, что их мнение не волнует. Например, пожать плечами («может и так»), улыбнуться («я рад, что вам весело»), перевести внимание на обидчиков («я знаю, что тебе так нравится говорить»), задать встречный вопрос («тебе нравится так думать?»), согласиться («да, у меня полно недостатков, ты верно заметил») или дать разрешение («ты можешь так думать, если хочешь»). Такие действия могут помочь. Смысл любых правильных реакций — показать то, что происходит, это дело агрессоров, а не твое.

— Но обидчики могут разозлиться…

— Поначалу да. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест.

Иногда травля переходит все границы. У школьника портят личную вещь, отнимают деньги, мешают спокойно есть, угрожают. Это уже не просто травля, а насилие, и оно запрещено законом. Дети должны сообщить родителям и учителю. При этом родители должны объяснить, что ребенок не ябедничает, а обращается за помощью к взрослым.

— Сейчас травить могут не только лично, но и в социальных сетях.

— Да, в последнее время травля перешла в Интернет. Дети делают фотожабы, отправляют оскорбительные сообщения в мессенджерах, оставляют язвительные посты. Родители должны объяснить ребенку, что прежде, чем удалять публикации, нужно сделать их скриншот и передать взрослым.

— Дети сейчас более жестоки, чем раньше?

— Буллинг существовал всегда. Но реже. Общество было менее агрессивным. Для подрастающего поколения работали социальные институты. В советское время были октябрята и пионеры – дети были заняты совместной деятельностью, коллективно давалась моральная оценка их поведения. Сегодня допустимо все.

Для детей, попавших в сложную ситуацию, и педагогов советую посетить сайт травлинет.рф. Его создатели в доступной форме изложили в методичках, как упростить жизнь в таких ситуациях.

Виктория Александрова
Клинический и семейный психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Светлана Пригода убеждена, что ребенок сам не справится с булингом и только учителю под силу предотвратить травлю в самом зародыше. Фото из архива Светланы Пригоды.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях