За экспонатами для выставки живущие в Армавире дагестанцы ездили на историческую родину

За экспонатами для выставки живущие в Армавире дагестанцы ездили на историческую родину

Открытая в прошлом году в детской Школе искусств этнографическая выставка де-факто становится музеем национальностей города.

Организаторы — Центр национально-культурных объединений Армавира — дополнил ее новыми экспонатами.

По два костюма

Сейчас на выставке представлены 12 экспозиций, посвященных истории и традициям народов, проживающих в городе. В стеклянных витринах размещены национальные костюмы, оружие ручной работы и предметы утвари, образцы декоративно-прикладного искусства – ковроткачества, резьбы по дереву. Здесь же выставлены книги и национальные музыкальные инструменты. Каждую среду сотрудники Армавирского краеведческого музея проводят для студентов и школьников экскурсии.

— Культурное и духовное воспитание молодежи – одна из основных задач музеев и национальных общин, — убеждена научный сотрудник краеведческого музея Полина Агеева. — Прививать уважение к традициям других народов и разных поколений надо с юности.

Каждый экспонат экспозиции уникален и имеет историческую, культурную и научную ценность. По словам заместителя председателя армавирского Центра национально-культурных объединений Ильдара Камалова, в них отражена национальная идентичность народов, проживающих в Армавире.

— В этом году выставку увеличили вдвое. Сейчас на ней представлены более 500 экспонатов. Если раньше в витринах стоял один национальный костюм — мужской или женский, то теперь, — говорит Ильдар Камалов. — есть вещи, переданные из личных коллекций, изготовленные несколько сотен лет назад. Например, сделанные вручную 400 лет назад сапоги или старинная рукопись, датированная 1648 годом.

В сторону Каабы

Экскурсию по выставке Полина Агеева начинает с темы народного костюма.

— По мужскому бывает трудно определить, какому народу он принадлежит. С женским все иначе, — делится наблюдениями историк. — По особенностям наряда женщины проще понять, какой она национальности и даже откуда родом. Достаточно внимательно рассмотреть вышитые орнаменты и головной убор: сколько платков использовано, каким образом они повязаны, как носят нашейный платок, степень закрытости лица – прикрыт только подбородок или губы тоже.

Первая витрина этнографической выставки посвящена чечено-ингушской культуре.

— Ее характеризует традиционная для горных тейпов вайнахская башенная архитектура. В таких башнях жили представители одного рода, а строили их часто у рек, чтобы иметь доступ к воде, — рассказывает научный сотрудник. — Вход в такое строение гораздо выше привычного нам первого этажа. В башню поднимались по лестнице. А если приходилось держать оборону, то ее поднимали наверх, чтобы враги не смогли попасть внутрь. На выставке представлена реплика башни в уменьшенном размере.

В витрине, экспонаты которой собраны проживающими в городе татарами, хранится молитвенный коврик, используемый во время намаза — пятикратной ежедневной молитвы мусульман.

— Треугольная сторона коврика символизирует свод ниши михраб в мечети, которая по традиции обращена к Каабе – святыни в Мекке, — поясняет Полина Агеева. — Особое место занимает Коран и Тасбих, мусульманские четки Тасбих. Тут же стоит кумган – узкогорлый кувшин для омовения. Этот предмет быта долгое время являлся характерной деталью интерьера татарского дома.

За экспонатами для выставки живущие в Армавире дагестанцы ездили на историческую родину

Писанки – пасхальные яйца с нанесенным орнаментом — иллюстрируют религиозные традиции русского народа. Фото Александра Ковязина.

Кубок умеренности

Витрины славянской общины, русского культурного центра и культурного центра «Русский мир» заполнены деревянными изделиями, предметами домашнего и хозяйственного обихода.

— Здесь выставлена посуда из дерева – ложки, ковши, тарелки. Традиционные деревянные игрушки, которыми издревле славились русские мастера. Это и матрешки, и куклы, и неваляшки, — говорит Полина Агеева. — Есть вышитые узорами рушники. А писанки – пасхальные яйца с нанесенным орнаментом — являются иллюстрацией религиозных традиций русского народа.

В казачьем уголке представлены традиционные для Кубани мужские и женские казачьи костюмы, кухонная утварь, оружие.

Еще до создания этнографической выставки греческая община Армавира передала множество ценных экспонатов в городской краеведческий музей. Сейчас они включены в музейный фонд России. Выставлять их в Школе искусств нельзя. Поэтому в экспозиции, представляющей греческую культуру, много новоделов.

— Когда говорят о греках, часто вспоминают философа и математика Пифагора. Из уроков математики недавние школьники помнят его теорему. Но мало кто знает о еще одном изобретении этого выдающегося ученого — чаше Пифагора или кубке умеренности. Не известно, для чего она изобретена. Но испить из него можно, лишь наполнив жидкостью до определенной отметки на внутренней стенке. Чаша устроена так, что если налить до краев, жидкость начнет выливаться, — рассказывает Полина Агеева.

Символ смирения

Жемчужина экспозиции дагестанской общины — шашка с металлическим клинком и уникальными деревянными рукоятью и ножнами. Узоры на них выполнены в технике «унцукульская насечка по дереву», которой долгое время владели только жители Кавказа. Позже о ней узнали в Европе, где даже стали проводить выставки унцукульских мастеров.

— У экспозиции еврейского народа рассказываю факт, который узнала от раввина, когда училась в Санкт-Петербурге, — говорит Полина. — Кипа – традиционный еврейский головной убор. Но носят его не просто так. Это символ того, что свой разум человек не ставит выше разума Бога. Таким образом ортодоксальные евреи показывают скромность, смирение и благоговение перед Всевышним.

Среди экспонатов есть подсвечник менора. Каждая из семи свечей в нем соответствует определенному дню недели. По традиции в шаббат — в иудаизме день единения с Богом — каждая незамужняя девушка зажигает по одной свече, замужняя – за себя, мужа и детей.

Солнце и Сатанэй

Ковроткачество — историческое и традиционное занятие азербайджанцев. Это ремесло передавалось из поколения в поколение, а сама история азербайджанских ковров уходит корнями глубоко в прошлое. Поэтому в экспозиции, посвященной азербайджанской культуре, представлен небольшой ковер ручной работы. На манекенах, демонстрирующих народные костюмы, одеты национальные наряды из шелка. Традиционно азербайджанцы славились как мастера, прядущие шелк.

— Витрина адыгской общины демонстрирует мастерство рукодельниц. Здесь представлено золотое адыгское шитье, с которым у этого народа связана легенда о девушке Сатанэй, — рассказывает Полина Агеева. — Однажды девушка поспорила с седельщиком, что каждый из них за день успеет завершить свою работу. Седельщик сделал седло первым. Время близилось к вечеру, а Сатанэй не успевала закончить шитье. Тогда она обратилась к солнцу с просьбой остановиться, пока она доделает работу. Только так сможет избежать позора. Солнце, засмотревшись на работу мастерицы, стало садиться медленнее, и Сатанэй успела завершить шитье до заката.

За экспонатами для выставки живущие в Армавире дагестанцы ездили на историческую родину

Каждый экспонат экспозиции уникален и имеет историческую, культурную и научную ценность, как, например, немецкая Библия. Фото Александра Ковязина.

Душа абрикосового дерева

Редчайший экспонат XVII века стоит в витрине немецкой экспозиции. Это Библия, написанная на старогерманском языке в 1648 году. Книга хорошо сохранилась, в ней можно прочесть текст.

— Показываем пивные кружки из керамики. Они выполнены в прошлом веке немецкими мастерами, — поясняет научный сотрудник краеведческого музея. — В качестве демонстрации мастерства немецких рукодельниц представлены вязанные из хлопка кружевные салфетки, которыми традиционно украшали дом. Недавно в экспозицию передали швейную машинку фирмы «Zinger».

В армянском уголке этнографической выставки хранятся три национальных музыкальных инструмента. Один из них — дудук, духовой язычковой музыкальный инструмент. Он представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью. Звучит дудук мягко и певуче, что оценили поклонники мирового кинохита «Гладиатор», в котором великий музыкант Дживан Гаспарян исполнил саундтрек.

Дудук делают из абрикосового дерева определенного сорта, который растет только в Армении. А у армян есть красивая легенда о Молодом ветре и абрикосовом дереве, из которого появился первый в мире дудук.

Робот-экскурсовод

— Этнографическую выставку собирали силами общин. Многие экспонаты передавали бабушки и дедушки, — рассказывает заместитель председателя Центра национально-культурных объединений Ильдар Камалов. — Дагестанцы специально ездили на свою историческую родину, чтобы привезти для музея предметы.

Полина Агеева отмечает, что экспонаты выставки хранятся в хороших условиях. В детской Школе искусств соблюдают температурный режим и уровень влажности, а витрины расставлены так, чтобы прямые солнечные лучи на них не попадали.

В будущем за этнографической выставкой Центра национально-культурных объединений планируют юридически закрепить статус музея. Это позволит получать гранты и дополнительные средства для расширения экспозиции.

— В планах — создание интерактивного табло, где посетители выставки, выбрав общину, смогут подробно прочитать про ее традиции и узнать историю экспонатов, — поделился Ильдар Камалов. — Чтобы привлечь молодежь, хотим приобрести робота-экскурсовода, который будет не только рассказывать программу, но и отвечать на вопросы.

Снежана Годлевская
Научный сотрудник краеведческого музея Полина Агеева проводит экскурсию, которые проходят для студентов и школьников каждую среду. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях