Панно, украшающее большой лестничный пролет Армавирского театра драмы и комедии, хоть раз видел, пожалуй, каждый армавирец. Оно — культурное достояние города и пример монументального советского искусства. Причем пример яркий, выполненный талантливой рукой. Но вот об авторе, художнике-монументалисте Анатолии Гордееве, почти ничего не известно.
В интернете о нем размещена скудная информация. В нескольких строках сообщается, что Анатолий Гордеев родился в 1934 году в Алма-Ате, закончил художественную студию ПЕЩ «КазИзо» в 1954 году. Жил и работал в Алма-Ате и Караганде (Казахстан). С 1954 года участвовал во всесоюзных и республиканских выставках. В 1976 году переехал в Армавир. Из работ в сети представлена только картина 1967 года «Воспоминание». Достаточно взгляда на нее, чтобы увидеть мастерство Гордеева.
По сырой штукатурке
Последний период своей жизни художник провел в Армавире. В городе хранятся несколько его художественных работ, относящихся в основном к монументальному искусству. Это фреска в театре, мозаичное панно у входа в Центральную детскую библиотеку имени Зои Космодемьянской, портрет матери писателя и дипломата Саввы Дангулова в Доме-музее его имени. Возможно, есть и другие картины или монументальные творения, о которых большинству не известно.
Недавно сотрудники театра сняли небольшой ролик, где подробно рассказали, как создавалась их знаменитая фреска. В начале 1980-х годов во время ремонта театра встал вопрос, чем украсить парадную лестницу. Было решено расписать стену. Творческую задачу поручили Анатолию Гордееву.
В то время, когда он занимался росписью, отключили отопление, что оказалось на руку художнику. Он писал, используя технику древних мастеров: по сырой штукатурке на марлевой основе темперой, которую делал сам. В итоге краска так хорошо схватилась и впиталась в стены, что фреска по сей день не нуждается в реставрации.
Первый справа — Анатолий Гордеев. Фото Александра Ковязина.
Вместо автографа
Работа продлилась два года. Художник написал восемь сюжетов — сцены из пьес разных эпох, которые смотрятся единой композицией. Основными цветами выбрал бирюзовый и его оттенки, а также оранжевый. Их сочетание вызывает у зрителей жизнерадостные, оптимистичные чувства.
Автографа в привычном понимании этого слова Анатолий Гордеев не оставил. Росчерка кистью с его именем на фреске нет. Зато есть автопортрет. Бородатого красноармейца в папахе с красным околышем он списал с себя. На фреске изображено много армавирцев — знакомых художника, ставших прототипами его персонажей. Но их имен установить не удалось.
— Анатолий Гордеев приехал в Армавир по приглашению Художественного фонда, согласовав его с исполкомом горсовета, — сообщил Александр Гончар, заведовавший отделом культуры городского исполкома в начале 1980-х годов. — Фонд находился в здании рядом со входом в Центральный рынок со стороны площади. К тому времени Анатолий Гордеев состоял в Союзе художников СССР, был лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана. Ему дали однокомнатную квартиру на Черемушках в девятиэтажке, которую в народе почему-то прозвали «кораблем». Гордеев сразу проявил себя яркой, творческой индивидуальностью, с хорошим эстетическим и художественным вкусом.
Фото Александра Ковязина.
Ломоносов, Пушкин, космонавт
Вторым монументальным полотном Гордеева в Армавире стала мозаика на стене бывшего почтамта.
— Мозаичная композиция находится на брандмауэре углового здания, на пересечении улиц Свердлова и Ленина. Оно построено в 1912-1915 годы. Сначала это был Северо-Кавказский банк, а после революции — Главпочтамт. Здание соседствует с Центральной детской библиотекой имени Зои Космодемьянской. Главные герои композиции — библиотекарь в окружении юных читателей, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, красноармеец и космонавт, — рассказала заведующая Центральной детской библиотекой имени Зои Космодемьянской Наталья Ахвердова.
Александр Гончар хорошо помнит, как велась работа над мозаичным панно. Творчество Анатолия Гордеева не ограничивали никакими рамками. В отделе культуры полностью полагались на тонкий вкус художника. Но и он прислушивался к советам со стороны.
Фото Александра Ковязина.
Смальта в кислоте
Мозаичное панно выполнено из смальты. Сейчас такие художественные работы официально признаны историческим и культурным достоянием страны.
Анатолий Гордеев создал эскиз, а монтаж панно выполнили специалисты Краснодарского художественного фонда. Они привезли смальту, инструменты.
— В Армавире это единственное панно из настоящей смальты, — пояснил Гончар. — В былые годы ее можно было купить только за безналичный расчет. Хотя технология ее монтажа несложная. Смальту били молотком на наковальне небольшими кусочками и укладывали пористой поверхностью наверх.
Чтобы цвета заиграли, смальту нужно было помыть плавиковой кислотой. Она, словно лазер, пробивала пятимиллиметровое стекло. Достаточно одной спички с ваткой, обмоченной в этой кислоте. В городе единственным местом, где использовалась плавиковая кислота, был стекольный завод. Но директор только посмеялся, мол, им на год хватает маленькой мензурки. Нужное количество нашли в Невинномысске.
— Я так обрадовался, что нашли кислоту, и впопыхах взял из дому трехлитровый стеклянный баллон, — вспоминает Александр Гончар. — На меня таким выразительным взглядом посмотрели в Невинномысске. Хорошо, что за углом находился продовольственный магазин, где я приобрел полиэтиленовую тару, которую кислота не разъедает.
Когда панно помыли, то синяя гамма, заложенная в смальте, заиграла в полную силу. Замысел художника словно заблестел.
Портрет проводницы
Участвовал художник и в оформлении коллекции картин «С мыслью о матери», собранной Саввой Дангуловым для родного города. Более двухсот полотен мастеров отечественной мировой живописи прибыли в Армавир без рамок. Александр Гончар вместе с Анатолием Гордеевым поехали в Майкоп, где располагалась чуть ли не единственная в России художественная столярная мастерская. Зашли, а там яблоку негде упасть. Впечатление, что приехали художники со всего белого света. Армавирцам помог адыгский писатель Исхак Машбаш.
Из Майкопа возвращались на поезде. Проводница попалась угрюмая, грубоватая, в общем, обслуживание было не ахти. Тогда Анатолий Гордеев достал свой большой блокнот, с которым никогда не расставался, и что-то быстро набросал. Позвал проводницу и вручил ей портрет.
— Сходство один к одному, — вспоминает бывший завотделом культуры горисполкома. — Проводница очень обрадовалась и сразу изменила к нам отношение. Продолжили мы путь комфортно.
В теплых тонах
Когда 4 января 1984 года открывали библиотеку, то была готова каждая мелочь. И картины висели в багетах, и монументальное мозаичное полотно органично вписывалось в пространство улицы, привлекая внимание горожан к лучшей библиотеке Армавира.
Посетители Дома-музея Дангулова могут увидеть портрет маслом матери Саввы Дангулова кисти Анатолия Гордеева. Художник рисовал его со старинной черно-белой фотографии. Сама же картина выполнена в теплых темных желто-коричневых тонах.
К сожалению, жизнь монументалиста оборвалась рано. Но его искусство продолжает удивлять.
Екатерина Решетникова