История. За что отправили за решетку крупных армавирских коммерсантов Тарасова и Мареева?
1916 год в Армавире выдался неспокойным. Шла Первая мировая война. Чьи-то родные сражались на фронте. И в городе будто ощущалось предчувствие скорых перемен. А в местной газете «Отклики Кавказа» в разделе криминальной хроники писали о жестоких и отчаянных преступлениях.
Осторожно: хозяин
Крестьянка Наталья Тыщук снимала жилье по улице Пушкинской, 19. Хозяевами недвижимости были Михаил и Анна Белых. Арендодатели не раз необоснованно поднимали квартплату, и крестьянка пошла к приставу, подав прошение рассмотреть ее жалобу на Белых.
В заявлении написала, что пять лет снимала у супругов жилье за 9 рублей в месяц. За последний год Белых увеличивали квартплату на один рубль два раза. И Наталья Тыщук стала платить им 11 рублей.
Однако аппетит супругов рос, и они увеличили плату за найм жилья еще на два рубля. Женщина отказалась. Хозяева стали требовать немедленно освободить помещение и выбрасывать ее вещи из дома. Тогда крестьянка Тыщук подала на недобросовестных арендодателей жалобу, предупредив о том супругов.
Разгневанный мужчина схватил в руки огромный сучок и повалил Наталью на землю. Он бил ее палкой по голове, телу и ногам. Как писали в «Откликах Кавказа» от 30 ноября 1916 года, Тыщук и Белых так сильно кричали, что во двор прибежали случайные прохожие. Мужчины оттащили хозяина дома в сторону, а женщины оказали пострадавшей первую помощь. Наталью быстро доставили в больницу. Она выжила.
Против Белых помощник пристава возбудил уголовное дела за причинение тяжкого вреда здоровью и за «черные» цены на съем жилья.
Месть за любовь
Происшествие случилось на улице Атаманской (ныне Карла Маркса) в десять часов вечера. Очевидцы заметили нарядно одетую девушку. Их удивило появление барышни в столь поздний час. Ее внешний облик «выдавал высокую нравственность» и достойное происхождение. Неожиданно в темноте возник силуэт молодого человека. Парень нагнал девушку, ударил ее и попытался сбежать. Его поступок возмутил прохожих. Несколько человек бросились за хулиганом и задержали его.
Как автору статьи «Месть», опубликованной в «Откликах Кавказа», рассказала одна из свидетельниц происшествия, молодой человек заплакал и попросил отпустить его. Оказалось, он, ослепленный легкодоступной любовью, долго встречался с девушкой. Но пара рассталась. А ушел молодой армавирец от дамы сердца с венерической болезнью.
«Страх перед тем, чтобы сознаться родителям, страх перед тем, чтобы не заразить близких, заставил его уйти из семьи. Средств на жизнь и лечение у него не было. И как результат — отчаяние и дикая, нелепая месть», — написал автор статьи Я. В. Перович.
Люди пожалели юношу и отпустили. А избитая им девушка, испугавшись гнева толпы, тихо скрылась.
Автор статьи размышляет по поводу морального облика современного общества.
«Я не хочу морализировать, не хочу бросать упреков. Я только указываю на то, что мы живем среди преступников! Благо есть те из них, кто осознал ужас своего положения, — они вынесут страдания, но смогут подняться выше и выше. К таким относится и наш юноша. Но истинные преступники те, кто продолжает свои преступления, прикрываясь рублями. А преступления растут», — пишет автор.
В качестве примера он приводит услышанный разговор двух мужчин, обсуждавших рост цен на интим-услуги.
«Чего финфирониться! Тоже на манер купцов, цену поднимает. Теперь этого товара зря сколько хочешь валяется! — отметил один из собеседников».
Мародеры тыла
В Армавире в 1916 году из-за участия России в Первой мировой войне сложилась непростая ситуация. В газете писали о нехватке продуктов. Людей готовили к сокращению потребления мяса, а то и отказа от него. Корреспонденты «Откликов Кавказа» каждые выходные отправлялись на рынок, чтобы отследить объемы поставляемых на продажу продуктов питания. Даже летом овощей на всех не хватало. Поставляемую продукцию распродавали за 2-3 часа.
В одном из летних номеров газеты выходит статья с броским названием «Мародеры тыла». В ней безымянный автор пишет, что крупнейшие фирмы Армавира настолько увлеклись взвинчиванием цен на предметы первой необходимости, что превысили допустимые границы.
На недобросовестное поведение купцов обратили внимание полицейские, которые даже провели расследование. Собранная информация подтвердила: коммерсанты устанавливали заоблачные цены и обдирали простой люд. Стражи порядка материалы дела вместе с ходатайством наказать виновных отправили на рассмотрение временному генералу-губернатору Кубанской области и Черноморской губернии. Тот изучил их и приказал прекратить произвол купцов. А двух крупных армавирских коммерсантов — А.М. Тарасова и Феофана Мареева — отправили на казенные харчи. Остальных купцов оштрафовали на серьезные суммы.
По данным армавирского краеведческого музея, Феофан Мареев был одним из крупнейших в Армавире миллионщиков. Имел магазины в Екатеринодаре, Майкопе, Владикавказе. За жадность и алчность его прозвали Акула Акулович. В тюрьме за спекуляцию он просидел три месяца.
Как писали «Отклики Кавказа», эта мера имела результат — цены на многие товары существенно снизились.
Криминальный дуэт
Дворянка Мария Сапицкая сдавала часть своего дома по улице Тургенева, 94 квартирантке Елене Рябченко. Уехав на полевые работы, та заперла квартиру на ключ. Прошло пару дней, и 30 июля Сапицкая заметила, что из двери постоялицы выдернут замок и украдены вещи. Хозяйка дома обратилась в полицию.
По горячим следам нашли воров. Это были безработная и бездомная крестьянка Екатерина Хамяляйнина и ее сожитель Михаил Геращенко, недавно переехавшие в Армавир. Геращенко сломал пробой у замка, а Хамяляйнина проникла в квартиру, собрала вещи, связала их в узлы и унесла. Ворованное добро она продала. Елене Рябченко полицейские смогли вернуть только платье и ботинки.
При проверке личности криминальной парочки выяснилось, что Екатерину дважды судили за кражи, она отсидела в тюрьма. Ее сожителем оказался военный дезертир, обвинявшийся в растрате казенных денег.
Кровавая игра
Убийство по неосторожности в Армавире произошло 6 августа 1916 года. В 11 часов ночи молодые люди — 16-летний официант столовой «Анона» Константин Нефедов и 15-летняя служанка Анастасия Куликова на улице Почтовой затеяли меж собой игру. Парень, чтобы напугать девушку, схватил в руки нож и замахнулся.
Девушка стояла далеко от Константина. Однако лезвие ножа отделилось от рукоятки и полетело прямо в горло Анастасии. Она упала, истекая кровью. Умерла служанка от потери крови.
Страсти на Привокзальной
12 августа 1916 года на улице Привокзальной хозяйка харчевни Матрена Тищенко и ее любовник Алексей Селютин едва не лишились жизни. Спасло их провидение.
Жена Алексея Ефросинья Селютина 12 августа, движимая ревностью, решила уличить мужа в измене. Она отправилась на квартиру его любовницы, тихонько открыла окно и застала Матрену и Алексея вместе.
Разъяренная женщина, увидев на столе револьвер мужа, схватила его и прицелилась в любовников. Но все шесть патронов дали осечку.
Ревнивицу полиция привлекла к ответственности. На момент выхода выпуска «Откликов Кавказа» санкционная мера в отношении Ефросиньи Селютиной еще не была известна.
Когда дядя — зверь
На старом базаре в Армавире 14 сентября 1916 года 11-летний Кирилл Кочетков взял с воза одного казака арбуз. Это увидел торговец арбузами Петр Самарский. Мужчина подбежал к подростку, стал его избивать и топтать ногами, крича: «Воров надо убивать!»
Вокруг собралась большая толпа. Но никто не попытался защитить мальчика. Только прибывший городовой с трудом отбил подростка. Ему достались оскорбления от продавца. За буйство и оскорбления стража порядка Петру Самарскому назначили административную ответственность. Какую именно, в газете не уточнили.
Еще одна жестокая история произошла в семье составителя поездов. Отец 9-летнего Сергея Губанова погиб на войне, мальчика на воспитание забрал родной дядя Сергей Губанов с женой Марфой Устиновной.
Родственники не горели желанием растить сироту. По заявлению соседей, они издевались над ребенком. Однажды Сереже разбили голову. Соседи отвезли мальчика в жандармское отделение. На ребенке практически не было живого места.
«Доставившие в отделение мальчика соседи заявили, что дядя и тетя постоянно бьют и издеваются над ребенком. Произведенным по этому делу дознанием, факт избиения мальчика установлен», — писали «Отклики Кавказа».
Полицейские составили на Губановых протокол, а Сережу отдали на воспитание другому дяде.
Вооруженное ограбление
На Железнодорожной улице в ночь на 20 сентября 1916 года в дом к сапожнику Павлу Кандаурову ворвались грабители. В 11 часов ночи хозяин дома и его сожительница Агафья Гришина и 14-летняя племянница еще не спали. В двери постучали. Это был бывший работник сапожника Григорий Кузнецов. Женщина, не предполагая плохого, открыла дверь. В дом вошел Кузнецов с неизвестным мужчиной. Они толкнули хозяйку, она упала. Злоумышленники, наставив револьверы, потребовали ключи от сундука и рассказать, где хранятся деньги. Сундуки были не заперты. Один из грабителей стал искать деньги, другой сторожил у двери, третий стоял на карауле во дворе.
Ночные визитеры обыскали дом. Нашли около 700 рублей. Когда хотели скрыться, Павел Кандауров попытался их остановить. Один из грабителей выстрелил в сапожника и женщину, ранив ее в голову. Девочку злодеи не тронули.
Когда воры покинули дом, Агафья выскочила на улицу и стала звать на помощь. Прибежали соседи, но она потеряла сознание.
На место преступления прибыли прокурор, судебный следователь и чины полиции. Агафью доставили в больницу, Павел Кандауров был мертв.
В тот же день неподалеку от Армавира в степи нашли задушенным Григория Кузнецова. Как предположили следователи, преступники убили товарища. Найти злодеев не удалось.
Виктория Александрова