Более 100 человек помогли отыскать казаки Старостаничного казачьего общества

Более 100 человек помогли отыскать казаки Старостаничного казачьего общества

При нем около пяти лет работает поисково-спасательный отряд «Сполох». Ищут пропавших не только в Армавире и его окрестностях, но и по Краснодарскому краю. О том, когда чаще теряются люди, когда нужно подавать заявление о пропаже человека и в каком состоянии находятся те, кого нашли, рассказал атаман Старой Станицы Олег Колесников.

В зарослях акации

— Как появился казачий поисково-спасательный отряд?
— В 2015 году в хуторе Новеньком возле реки пропал мальчик, об этом стало известно в Армавире и пригороде. Мы, казаки, — люди военной выправки, многие из нас охотники, рыбаки, туристы, поэтому отлично ориентируемся в лесу и на воде. Решили помочь волонтерам отряда «Лиза
Алерт» в поисках ребенка. Понимая, что во время поиска людей в лесу или на воде дорога каждая минута, создали казачий поисково-спасательный отряд. Говорить о результатах тех поисков по этическим соображениям не могу. Однако после того случая стали регулярно помогать волонтерам «ЛизаАлерт» искать людей вне населенных пунктов.
А в 2019 году на базе Старостаничного казачьего общества сформировали добровольческий поисково-спасательный казачий отряд «Сполох». Он является составной частью отряда «ЛизаАлерт». Специализируемся на поисках людей в природной местности и на воде.
— Когда чаще всего теряются люди? 
— Они пропадают круглогодично. Но есть сезонная закономерность. Если зимой в лесах относительно спокойно, то с весенним потеплением растет число нуждающихся в помощи поисковых отрядов. Горожане чаще выезжают на природу, не ориентируются на местности и теряются. В лесах плохо работает сотовая связь, поэтому выбраться самостоятельно они не могут. Родственники начинают бить тревогу.
Осенью обычно пропадают взрослые люди от 40 лет.  Большинство из них —  грибники, которые, увлекшись «тихой» охотой, сбиваются с пути.
Дети чаще пропадают летом. В основном они отдыхают на берегу реки или играют в лесу без присмотра взрослых.
— Кого искать сложнее — детей, взрослых, стариков? 
— По-разному. Если человек заблудился, то он ждет помощи. И, естественно, прислушивается к голосам в лесу. На женский реагируют с большим доверием, чем на мужской.
Многие факторы поиска зависят от физического состояния человека. Однажды из дома исчез пожилой мужчина. Родственники забили тревогу — у него наблюдались возрастные изменения психики. Мы начали поиски. Но дедушка, словно диверсант, скрывался от нас в лесу недалеко от Гулькевичей. 
Местность сложная — кругом заросли акации, и передвигаться сквозь длинные колючки растения было тяжело. Но мужчина мастерски скрывался. Наступила ночь. Думали, не найдем дедушку. Однако один из добровольцев в прибор ночного видения рассмотрел силуэт человека. Мужчина пребывал в растерянности, не понимая, что происходит.

Первые сутки

— Какие факторы позволяют быстрее найти пропавшего человека?
— Время играет определяющую роль в результате поиска. Чем быстрее обращаются те, кто ищет пропавших, тем больше возможностей у поисковых отрядов найти человека: еще недалеко ушли и хорошо помнят пропавшего свидетели, собаке проще взять след, записи на видеокамерах не заслоились. Пропавший недалеко ушел.
Если поиск начали в первые сутки исчезновения, то 95 процентов людей добровольцы находят живыми.
— Волонтеры должны быть готовы в любой момент все бросить и заняться поиском человека. Это не напрягает?
— Тут у кого что в приоритете. Первого февраля прошлого года у моего друга был день рождения. Но поступил сигнал об исчезновении женщины. Долго ее искали. Нашли живой в лесу в районе биофабрики. На день рождения друга мы с товарищами не попали. Зато были рады, что человек найден целым и невредимым.

Более 100 человек помогли отыскать казаки Старостаничного казачьего общества

Фото из архива Олега Колесникова.

Поиск по краю

—  В Армавире и окрестностях люди пропадают часто?
— Этот год выдался относительно спокойным по сравнению с предыдущим. Наш отряд участвовал в поисках двух человек. Недавно пропала пожилая женщина. Нашли ее быстро — она шла вдоль трассы под Армавиром.
А вот в предыдущие годы заявок на поиск людей поступало не меньше десяти в год. Самым тяжелым оказался 2020-й. Тогда осенью поступило много сообщений о пропаже. Люди терялись во время отдыха на природе. Среди них было много пенсионеров.
—  А бывало, что люди в лесу бродили несколько суток?
— В Армавире и окрестностях таких случаев не было. А вот в Гулькевичах и под Краснодаром пожилых женщин искали двое суток.
— Значит, ваш поисковый отряд ищет людей не только в Армавире?
— Да. При поиске в лесу или на воде требуется много людей. Поэтому, когда есть необходимость, мы спешим на помощь волонтерам в другие районы края. Ездили в Майкоп, станицу Баговскую Мостовского района.
Решая, выезжать на помощь к добровольцам или нет, все взвешиваем. Например, ехать в Сочи нет смысла, поскольку, пока доберемся, человека могут уже найти.

Только вода

— В каком состоянии пребывает человек, когда вы находите его?
— Это зависит от обстоятельств его пропажи, физического состояния. Если он смог каким-то образом просигнализировать о том, что заблудился в лесу, то ждет помощь и радуется, когда встречает нас. Пожилые люди с проблемами с памятью пребывают в растерянности. Многие не осознают, что заблудились и их ищут родственники.
— А о чем первом просят люди, которых нашли?
— Если потерявшийся длительное время провел в лесу, то просит воду — даем. Но по инструкции мы не можем кормить их. 
— Как вы узнаете о том, что необходимо приступить к поиску пропавшего человека? 
— Через «ЛизаАлерт» и соцсети. У нас есть свои профессиональные чаты, куда сбрасывают подробную информацию о пропавшем. Мы ее уточняем, узнаем, подано ли заявление в полицию. Если его нет, то волонтеры не могут начать поиск. Иначе деятельность добровольцев может помешать работе оперативников.

Лес — не город

— В чем особенности поиска людей на природе?
— Современный человек привык к благам цивилизации, поэтому дикая природа представляет для него опасность. Сейчас мало кто занимается в туристических кружках и имеет представление, как правильно вести себя в лесу и ориентироваться за городом. Участники казачьего поисково-спасательного отряда имеют специальную подготовку. Мы знаем о естественных природных препятствиях: завалах, оврагах, ручьях, реках, как, не пострадав, переправиться через них. Понимаем, в какую ловушку в лесу может попасть неподготовленный человек. Не всегда люди кричат, прося помощи. Пропавший может находиться без сознания, устать кричать или не понимать сложности ситуации. Последнее касается людей с когнитивными расстройствами.
Методы поиска человека в городе не действуют в лесу. Практически в 95 процентах лесов Кубани плохо работает сотовая связь. Участники нашего отряда поддерживают контакт между собой по радиосвязи. У нас есть специальное оборудование: рафты, приборы ночного видения, веревки, карабины, рации и другое.
Поиски на воде имеют свои нюансы. Не все участники нашего отряда могут искать людей в таких условиях. Здесь нужно не только уметь хорошо плавать, но и владеть определенными специфическими знаниями. Поэтому в поисках на воде участвуют специально обученные добровольцы. Они могут мокрую майку в водоеме отличить от целлофанового пакета, что тяжело сделать, знают, по каким признакам это можно определить.
Поиски опасны и для добровольца. Он должен знать, как, осматривая местность, правильно подойти к речному завалу, чтобы не упасть.
— А дикие животные представляют опасность?
— В лесах под Армавиром не водятся животные, которые могут причинить вред. Зайцы, куропатки не нападут на людей. Лисы очень осторожны, кабаны здесь не обитают. Опасность представляют бродячие собаки. Например, они не подойдут к человеку, если он не начнет вести себя агрессивно.

Более 100 человек помогли отыскать казаки Старостаничного казачьего общества

Фото из архива Олега Колесникова.

Грант для обучения

— Старостаничное казачье общество в этом году выиграло грант губернатора Кубани на реализацию проекта «Линия спасения». Его направили на обучение добровольцев. А какие требования предъявляют к тем, кто готов заниматься поиском людей?
— В Краснодарском крае каждый год пропадает около двух тысяч человек. Порядка четверти от этого количества приходится на Армавир и близлежащие районы. Из-за больших объемов работы, длительности и сложности проводимых мероприятий к поисковым организациям присоединяются добровольческие отряды. 
Но не каждый человек может стать участником такого объединения. Требования к кандидату высоки. Наш проект направлен на то, чтобы дать армавирцам практические и теоретические навыки, подготовить к вступлению в поисково-спасательный отряд, научить оказывать первую помощь в экстренных ситуациях.
А еще хотим к добровольческой деятельности привлечь молодежь.
— Кто прошел обучение? 
— Обучали армавирцев от 14 до 35 лет. Наибольший интерес к проекту проявили юнармейцы и студенты. Интересно, что юношей и девушек было поровну.  Всего четырехмесячный курс обучения прошли 250 человек.
Ребят научили работать с людьми, пользоваться спецоборудованием и походным снаряжением.
Членов отряда, участвующих в спасательной операции, наградили сертификатами поисково-спасательного отряда «Сполох».
— То есть ребята уже присоединились к поискам?
— Участие в поисково-спасательной деятельности могут принимать только совершеннолетние. Многие юнармейцы, прошедшие у нас обучение, — школьники, им нет 18 лет. Ни в один спасательный отряд их сейчас не возьмут. Однако хорошо, что ребята получили необходимые для поиска людей навыки. Ведь добровольцы, прежде чем стать участниками спасательных отрядов, не менее года тратят на подготовку. 

Виктория Александрова
Фото из архива Олега Колесникова.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях