Джамила Урунова: «Балет — высшая форма хореографии»

Джамила Урунова: «Балет — высшая форма хореографии»

Балет — это эстетично, красиво, захватывающе. Это аплодисменты, восторг, обожание публики. Но все это где-то далеко, в больших городах. Однако азы балетного искусства можно освоить в Армавире.

С какого возраста начинать учиться классическому танцу? Почему в городе балету учатся только девочки и как убедить дошколят преодолевать себя, «АС» рассказала бывшая солистка ташкентского Государственного Большого театра имени Алишера Навои, педагог школы балета Lil Ballerine Джамила Урунова.

Игра в танец

— С какого возраста можно заниматься балетом?

— С двух лет. Строгих критериев отбора нет — в нашу школу берут всех желающих. Сначала педагог знакомится с ребенком, проверяет, усидчив ли он, реагирует ли на замечания, способен соблюдать дисциплину на занятиях или нет. Если в силу возраста малыш не готов к требованиям педагога, то рекомендуем родителям прийти к нам чуть позже. Моей самой маленькой воспитанницей стала девочка, которой был один год и восемь месяцев. Малышка внимательно слушала меня, выполняла указания. Балет ей очень нравится. Сейчас ей пять лет. Она буквально живет балетом, с удовольствием посещает занятия, ответственная. Большинству же воспитанниц — от шести до восьми лет. Подростков мало. Это связано с тем, что школу открыли не так давно — в 2020 году.

— Но как заниматься с малышами? Неужели в два года ребенок готов разучивать плие или па балансе?

— С младшей группой танцы учим в игровой форме. Например, спрашиваю девочек, в каких зверушек они хотели бы перевоплотиться, и мы двигаемся, представляя себя животными. На следующем занятии придумываю сказку, сюжет которой передаем движениями: качаемся, как дерево, на ветру, пьем воду и так далее. В ненавязчивой форме дети осваивают движения и элементы танцев.

— А мальчики приходят?

— К сожалению, нет. Занимаются только девочки. В Армавире мальчики традиционно предпочитают энергичные национальные танцы или спортивную борьбу. Хотя мне, как педагогу, хотелось бы видеть их среди воспитанников. К нам на занятия ходил один мальчик. Посетил пару уроков, но потом решил, что не место ему среди девочек — психологически ощущал себя неловко в их окружении. Хотя потенциал у ребенка есть. Думаю, если бы он продолжил заниматься, то добился бы определенных высот.

— Чтобы ребенок добился успехов в балете, на занятия его надо отдавать как можно раньше?

— Любая физическая нагрузка — это толчок в развитии ребенка. В психоэмоциональном плане она способствует быстрому взрослению. Дети, занимающиеся танцами, спортом, становятся более самостоятельными, чем сверстники. Балет же развивает красоту, женственность. Балерины всегда считались эталоном красоты: прямая спина, красивые линии тела. Ребенка, который занимается балетом, видно сразу — его отличают прямая осанка, пластика движений, гибкость и хорошо развитая координация.

Джамила Урунова: «Балет — высшая форма хореографии»

Путь в профи

— Вы строгий наставник?

— В балетном училище, где готовят профессионалов, педагог должен быть строгим к воспитанникам. Но у нас балетная школа. Моя задача не только научить ребенка классическому танцу, но и влюбить в этот вид искусства, что возможно, только когда сам предан балету и любишь свою работу. Я люблю детей. А они чувствуют симпатию и тянутся ко мне. Иногда разрешаю похулиганить. Даю девочкам пять минут, чтобы подурачились, выплеснули лишнюю энергию. А вот перед концертами бываю строгой. Но постоянно держать детей в ежовых рукавицах нельзя, иначе можно вызвать отвращение к балету.

— Кто-то из ваших выпускниц связал свою жизнь с балетом?

— Одна из воспитанниц поступила в Ростовский колледж культуры на педагога-хореографа. Сейчас занимаюсь с девочкой, которая тоже стремится поступить в хореографический колледж. Она обладает хорошими данными для балетмейстера-хореографа.

— Есть шанс у юных армавирок стать балеринами?

— Чтобы стать профессиональной балериной, нужно окончить хореографическое училище. Туда зачисляют детей в возрасте 9-10 лет. Они живут в интернате, где помимо азов профессии осваивают общеобразовательную школьную программу.

Трудоголик в пуантах

— А вы всегда хотели стать балериной?

— В балет я попала случайно. Мы с родителями жили в Узбекистане. Педагоги балетного училища ездили по школам страны и искали одаренных ребят. Родителям предложили отдать меня в хореографическое училище. Я успешно прошла три отборочных тура и поступила. Мне было девять лет. Мама с папой тогда понятия не имели, что на самом деле представляет собой балет.

— Неужели вам никогда не хотелось бросить балет?

— Такое желание возникло в 12 лет. Я во время учебы жила в интернате. Родители находились в четырех часах езды. Я уставала от каждодневных тренировок, сильно скучала, хотелось жить в семье, мне не хватало родительского внимания. Но педагог и мама с папой помогли пережить это непростое время. Они подбадривали меня. Постепенно я успокоилась и продолжила учиться дальше. Больше желания бросить балет у меня не возникало.

— Больно ли танцевать в пуантах? Правда ли, что у балерин с возрастом пальцы на ногах из-за напряженных тренировок становятся некрасивыми?

— Первые несколько лет тяжело, а потом боль исчезает. В основном девочки становятся на пуанты к десяти годам. Чтобы не давать сразу огромную нагрузку, в своей школе мы прибавляем шаги на пальчиках на каждом занятии. А деформация пальцев происходит не из-за тренировок, а из-за обуви. Настоящие пуанты очень узкие. Пальцы в них сжимаются и, соответственно, деформируются. Но они деформируются и у женщин, которые носят узкие модели обуви. Поэтому я бы не считала это характерным признаком балерин.

— Как стать хорошей балериной?

— Хорошая балерина  — это трудоголик. Чтобы стать ею, нужны определенные физические данные, золотая голова, которая смогла подчинить себе тело, упорный характер, мудрость и душевная глубина, позволяющая проживать жизнь своих героинь на сцене. Ни связи, ни удача не помогут, если не будешь заставлять себя трудиться изо дня в день.

Джамила Урунова: «Балет — высшая форма хореографии»

Дело в весе

— В балете принято быть сильно худым. Или стандарты меняются?

— Они уже поменялись. Анорексично худых в профессии нет, да и никогда не было. Это сложившийся стереотип. Если говорить о профессиональных балеринах, то колоссальные физические нагрузки держат их постоянно в форме. Когда выступала на сцене театра, то не морила себя голодом. Наоборот, мы с коллегами могли съесть на обед пиццу. Нагрузки не позволяли калориям откладываться на талии, перерабатывая их в энергию.

— Но ученицы балетных школ рассказывают, как им приходится голодать. Почему?

— В подростковом возрасте девочки часто поправляются. Это связано с изменением гормонального фона. Не знаю, как в других учебных заведениях, но в Ташкентском хореографическом училище, которое я окончила, нам давали время, чтобы
прийти в форму. В столовой контролировали суточное потребление калорий. Например, вместо двух кусочков хлеба могли положить один или вообще не дать. Но это не значит, что морили голодом. Нас взвешивали раз в месяц. В выпускных классах максимальный вес не должен был превышать 49 килограммов.

— Есть ли критический вес, с которым не возьмут, например, в Большой театр?

— Если у девочки рост 170 сантиметров, то максимально она должна весить 47-49 килограммов. Если будет тяжелее, то станет большой нагрузкой для партнера, которому приходится делать поддержки.

Балерина в декрете

— Говорят, что балетные постоянно испытывают боль. Это так?

— Когда ты занимаешься балетом профессионально, то мышечные боли и сильная усталость, которые испытывают начинающие, со временем уходят. А профессиональные балерины адаптированы к большим ежедневным нагрузкам. Все тело у них болит после болезни или декретного отпуска. На восстановление уходит от шести месяцев до года. Я после первых родов приходила в форму год. Вышла из декрета, когда ребенку исполнилось полтора года. Большинство же профессиональных балерин возвращается в строй, когда детям исполняется два месяца.

— А когда балерина уходит в декрет — сразу после наступления беременности?

— Беременные балерины танцуют, пока позволяет здоровье и животик не бросается в глаза. Обычно руководство театра идет навстречу: убирает «прыгучие» партии, дает легкие роли. Когда я выступала в Большом театре в Ташкенте, то ушла в декрет, когда совсем округлился живот.

Когда сцена волнует

— Действительно ли русский балет один из лучших в мире?

— Однозначно и бесспорно. В России лучшая школа балета. Ведь по системе Вагановой учатся почти все балерины мира. Разве это не всеобщее признание?

— А что для вас значит танец?

— Балет  — это высшая форма хореографического искусства. Если театральные актеры транслируют информацию, эмоции через речь, мимику, то мы передает историю через танец: жестами, движениями.

— А как вы стали солисткой театра?

— После окончания училища ко мне подошел руководитель Большого театра имени Алишера Навои и предложил подписать контракт на год. Проработала три года, а потом подвернула ногу и сильно травмировала стопу. Пришлось снизить нагрузку. Я стала солисткой национального ансамбля имени Тургунбаевой «Бахор».

— Волнительно выступать на большой сцене?

— До сих пор не перестаю волноваться, когда выхожу на сцену. Ведь хочется показать себя с лучшей стороны, чтобы зритель восторгался твоим искусством. Сейчас, когда стою за кулисами, переживаю за воспитанниц.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях