Начальник армавирского почтового отделения 352910 Екатерина Куделина… покоряет горные вершины. Она взошла на Эльбрус и Казбек. В планах работника Восточно-Кубанского почтамта — восхождение на Килиманджаро.
Накануне Всемирного дня почты, который отметили 9 октября, в интервью «АС» Екатерина рассказала, чем напугал Казбек, что делала, когда девушка из ее связки сорвалась вниз, и какой на Эльбрусе воздух.
Вторая попытка
— Вы работник почты, который ходит в горы. Это жажда новых ощущений?
— Не думайте, что работа на почте скучная. Мой трудовой стаж почти 16 лет, и за это время скучать не приходилось ни разу. Начинала обычным почтальоном, так как устраивал график работы. Нравилось, что не приходится постоянно сидеть.
Первые пару дней на новом месте были тяжелыми: требовалось быстро ориентироваться и доставлять корреспонденцию точно по адресу. Боялась случайно положить письмо или газету не по назначению и вызвать недовольство получателей. Но обошлось без неприятных инцидентов.
Но и работа начальника почтового отделения — это мое. Каждый день общаюсь с большим количеством людей, что интересно.
— Почему вы не просто пошли в горы, а отправились покорять вершины?
— Не считаю себя экстремалом, но люблю иногда вырваться из города на природу, отправиться в путешествие. Три года назад, катаясь на канатной дороге в Чегете, обратила внимание на людей с рюкзаками, поднимавшихся вверх. Оказалось, это группа, которая восходила на Эльбрус. Мысль, что можно покорять вершины, запала мне в душу.
Стала смотреть фильмы о восхождении: «Эверест», «К2: Предельная высота», «Вертикальный предел». И в какой-то момент решила проверить свои силы — начала подготовку: регулярные занятия в спортзале, пробежки в лесу для развития физической выносливости. Через год пошла в свое первое восхождение на Эльбрус.
— И попытка оказалась неудачной. Почему?
— Восхождение начали с южной стороны — маршрут наиболее простой и подходящий для новичков. Но оно не увенчалось успехом из-за моей недостаточной физической подготовки и неблагоприятной погоды. Сильный ветер создал опасные условия. В моменты, когда он усиливался, возникало ощущение, что снесет вниз.
— О второй попытке тогда же задумались?
— Почти. Предприняла ее в прошлом году. Это восхождение увенчалось успехом. Я бы охарактеризовала подъем как умеренно трудный. Одним из самых сложных моментов оказался подъем по перилам из веревок, установленных гидом с помощью ледобуров. Этот участок был физически тяжелым, но благодаря хорошей погоде не представлял особой опасности.
Нагрузка преимущественно распределялась на ноги, поскольку приходилось опираться на ледорубы, в то время как руки из-за небольшого уклона были менее напряжены. Восхождение группа совершала, как и в первый раз, с южной стороны горы. Перед началом подъема прошли специальное обучение.
— Поднявшись на Эльбрус, что увидели внизу?
— Пейзаж, поражающий своей красотой: чистый воздух, великолепные виды на облака и соседние вершины. А вот очертания городов исчезли, оставляя ощущение полной свободы и единения с природой.
Хорошо помню свежесть воздуха. На вершине он отличался разреженностью из-за пониженного атмосферного давления, что затрудняло дыхание и усиливало физические нагрузки. Во время ускорения возникала одышка, мешающая двигаться с желаемой скоростью. Но воздух там чистый. В Армавире такого нет!
Гора с характером
— В этом году вы тоже совершили восхождение. Почему на Казбек?
— После Эльбруса я прочитала, что восхождение на Казбек тяжелее, но и интереснее. Поэтому решила покорить и его. Поднималась этим летом, поскольку зимой маршрут опаснее из-за большого количества снега и низкой температуры.
— И чем путь на Казбек оказался тяжелее?
— Подъем на вершину подарил незабываемые впечатления, но с острыми ощущениями. Когда мы поднимались на гору без веревочных перил, девушка, замыкавшая группу, поскользнулась, и нас всех потянуло за ней.
На автопилоте я мгновенно затормозила и использовала ледоруб для самозадержания на льду. Остальные участники группы сделали то же самое. Девушка, сорвавшаяся вниз, применив технику самозадержания, смогла вернуться на склон без посторонней помощи. Никто не пострадал, но воспоминания об этом до сих пор вызывают дрожь, хотя тогда мы действовали хладнокровно и слаженно.
Щекотали нервы и прыжки через трещины. На вершине Казбека их много, и приходилось их перепрыгивать. Каждый прыжок сопровождался выбросом адреналина. Во время прыжка приходилось смотреть вниз, чтобы оценить расстояние, выбрать правильную точку для приземления. Несмотря на риск, это невероятно увлекательно.
Конечно, понимала, что если провалюсь в трещину, то далеко не упаду, ведь группа шла в одной связке и обязательно вытащила бы. Во время подъема у меня провалилась нога, и тут же натянулась веревка. Испугаться не успела — выдернул впереди идущий гид.
— Какой была погода?
— В базовом лагере, где находится метеостанция, нас встретило ненастье. Планировали больше времени проводить на открытом воздухе, совершая акклиматизационные походы, однако начался дождь, перешедший в снег с градом, сопровождаемый сильным ветром и холодом. Ветер сорвал одну из палаток, но мы смогли ее поднять и вернуть на место.
Из-за плохой погоды не получалось готовить еду и питаться на открытом воздухе. Пришлось укрыться в метеостанции, где собралось много других туристов и было очень тесно. Ночью будили громкие звуки ветра и сходящих лавин. Шум оглушительный! Ветер трепал одну из палаток, и мы боялись, что она улетит, поэтому дополнительно укрепляли ее кольями и камнями.
Но восхождение прошло при благоприятной погоде, которую умело по метеорологическому прогнозу подобрал наш гид, выбрав подходящее для подъема окно. Маршрут оказался физически сложным — без канатных дорог и каких-либо вспомогательных средств. На пути было много камней, сменявшихся трещинами, ледников. Перед самой вершиной маршрут был покрыт льдом.
В команде
— Сколько времени вы поднимались на Казбек и Эльбрус?
— Все три маршрута длились девять дней. Первый день жили в гостевых домах, а уже со следующих суток спали в палатках. Чтобы не мерзнуть в походных условиях, нужно правильно подобрать спальных мешок.
— Как побороли страх сорваться с горы?
— Я понимала, что восхождение на высочайшие вершины страны — это не пешая прогулка по городскому парку. Поэтому при подготовке укрепляла тело в спортивном зале, работала над выносливостью. Бегала в лесу. Это ответственность перед самой собой.
— Вы одна готовились к восхождению или с друзьями?
— Из Армавира выехала одна, но быстро подружилась с участниками своей группы. Во время восхождения люди из разных городов становятся друзьями. До сих пор общаюсь со всеми участниками, у нас есть специальная группа. Вместе строим планы на будущие покорения вершин.
— Кто покоряет вершины?
— Обычно в группе 60 процентов мужчин и 40 процентов женщин от 18 до 55 лет. Но встречаются люди и старше.
— Тяжело ходить в связке?
— Техническая сторона подъема в общей связке осложняется тем, что у каждого участника группы свои длина шага, скорость движения и особенности походки. Из-за этого веревка то натягивается, то провисает. Особенно непросто сдерживать ее провисание. У меня такое случалось из-за неравномерной скорости передвижения. Надо следить, чтобы веревка не попадала в лужи, иначе она утяжелится от влаги, что значительно усложняет дальнейший путь. Веревка может легко запутаться, создавая дополнительные препятствия.
В зависимости от сложности маршрута мы общались, даже пели. Если путь был легким, и группа шла компактно, разговоры оживляли подъем. Но когда ветер заглушал голоса, а дистанция увеличивалась, мы сосредоточенно прислушивались к указаниям гида, чтобы не потерять направление. В связке идти спокойно: ты понимаешь, что не один, и в случае экстренной ситуации тебе обязательно помогут.
— Среди участников группы были те, кто покорял вершину второй раз?
— Да, и немало. Не каждому удается достичь вершины с первого раза. Возможны разные варианты подъема: одни выбирают удобство канатных дорог или ратраков, другие предпочитают пешие походы. Новички начинают с более легких путей, чтобы адаптироваться к высоте и условиям, а затем стремятся испытать себя на сложных маршрутах.
Существует несколько маршрутов восхождения на Эльбрус: с севера, юга, запада и востока. Наиболее простым считается южный, что привлекает туристов. Я дважды поднималась на вершину этим путем, теперь задумалась о попытке с северной стороны, которая считается сложнее. Этот маршрут начинается с поляны Эммануэля в Кабардино-Балкарии и обещает новые испытания и виды.
— Какова в восхождении роль гида?
— От гида во многом зависит жизнь участников экспедиции. Он должен быть профессионалом и хорошим организатором, уметь вовремя оказать первую медицинскую помощь. Гид задает тон — он легок в общении и настраивает людей на позитив. С таким человек идти интересно и легко.
— Снаряжение для похода вы брали в прокат?
— Перед поездкой гид выдал длинный список, где указано, какие вещи нужно купить, а какие взять в прокат. Я купила рюкзак, термос, несколько комплектов термобелья, походную посуду, сменную одежду, тонкие перчатки, шапку, флисовые кофты.
Это обошлось во вполне подъемную сумму. Остальное снаряжение брала в прокат, потому что приобретать его дорого. Обычно полную экипировку покупают профессиональные альпинисты.
— О покорении каких вершин теперь думаете?
— Хочу покорить Килиманджаро. Но понимаю, что финансово пока не могу позволить себе такое путешествие. А что касается следующего отпуска, то еще не решила, куда поеду. Советуюсь с участниками группы.
Фото из личного архива Екатерины Куделиной