Армавирцы рассказали о своих семейных традициях начала летних каникул

Армавирцы рассказали о своих семейных традициях начала летних каникул

Окончание учебного года — праздник, как говориться, от души. Рады школьники, рады родители.

Каждый раз последний звонок для них — это как начало новой жизни, которое надо обязательно отметить. И в семьях учеников встречали лето. По-разному: иногда по-рабочему, иногда с выдумкой. Но для большинства это стало традицией, которую теперь повзрослевшие школьники передают своим детям.

Легальное мороженое

Виктория Строганова окончила гимназию № 1 в 1976 году. Но до этого училась в Германии, Литве, Эстонии и Азербайджане. Ее отец был военным, и семья часто переезжала с места на место.
Но где бы Строгановы не служили, соблюдали жесткое правило, постепенно превратившееся в традицию — только после окончания учебного года сыну и дочери можно было есть мороженое.

— Мы с братом часто болели ангиной. Один раз, когда учились в начальных классах, папа перед последним звонком купил нам по мороженому. Через пару дней мы с братом Андреем слегли с ангиной, — вспоминает Виктория. — А к окончанию учебного года наши итоговые оценки были между четверками и пятерками. Мама строго относилась к учебе, требовала учиться на отлично. Но преподаватель, потому что мы из-за болезни отсутствовали, поставила нам годовые четверки.
С тех пор мороженое в семье нам категорически запретили до окончания учебного года — чтобы не пропускали занятия в школе. Но как только звенел последний звонок, лакомство можно было есть.

В последний день учебного года утро начиналось с того, что мама будила Викторию и Андрея и помогала собраться в школу. Перед выходом из дома она выдавала детям деньги на мороженое и газировку. А папа отвозил их на своей белой «Волге» до школы. Хотя весь учебный год в любую погоду они ходили на занятия пешком.

— Прокатиться на машине было праздником! Еще бы — в те времена «Волга» являлась одной из лучших машин в стране, — вспоминает жительница Армавира.

Пока были маленькими, брат и сестра покупали угощение по дороге домой. А уже перейдя в восьмой класс, Виктория вместе с подружками гуляла по городу и ела мороженое.

Мама Неонила Лукьяновна на мороженое выделяла приличную сумму. Фруктово-ягодное в бумажных стаканчиках тогда стоило 9 копеек. Но Виктории оно не нравилось. Поэтому она покупала за 28 копеек эскимо «Каштан» в шоколадной глазури.

— В то время в Армавире большого ассортимента мороженого не было. И приезжая к родственникам в Москву, я покупала «Лакомку» или «Ленинградское», которые намного вкуснее «Каштана», — вспоминает женщина.

Повзрослев, эту традицию брат с сестрой сохранили в своих семьях. У сына Виктории диагностировали врожденный порок сердца, и простывать ему было нельзя. Поэтому она поступила, как ее мама, объяснив сыновьям, что не стоит есть мороженое в холодное время года.

Но однажды дети поставили ей ультиматум — хотим и точка. Тогда она разогрела мороженое «Жемчужина России» в микроволновке. Дегустация растопленного лакомства отбила у сыновей желание есть мороженое до конца учебного года.

Детство в Чечне

Для выпускника 1968 года Рамазана Ибрагимова конец учебного года ассоциировался с поездкой к бабушке с дедушкой в село Чечен-аул. Его родители вместе с дипломами Грозненского университета получили распределение в Армавир. Жила семья в квартире, без сада-огорода. Поэтому сразу после завершения учебного года родители сажали сына в поезд, и он под присмотром проводника ехал в Чечню.

— Поезд из Армавира в Аргун отправлялся вечером по определенным дням. И последний учебный день в школе всегда совпадал с его расписанием. Я приходил домой, родители после работы накрывали стол со сладостями, поздравляли с хорошими оценками и отвозили меня на вокзал, — вспоминает Рамазан Ибрагимов. — Они договаривались с проводником, чтобы меня передали лично бабушке и дедушке.

Поезд шел всю ночь и пребывал в Чечню рано утром. В ауле у армавирского школьника начиналось сельское детство. Там его ждали друзья, дедушка водил в горы, вместе они пасли отару овец. Мальчик помогал бабушке по хозяйству, носил воду из колодца…

Летом Рамазан рос в атмосфере, кардинально отличавшейся от жизни в армавирской многоэтажке. Когда мальчишки собирались компанией на улице, рассевшись у чьего-то двора, а мимо проходил старик, все дружно вскакивали и здоровались с ним, помогали, если нужно, донести до дома тяжелые сумки.

— Это было настоящее детство. Сейчас молодые сидят в телефонах, редко общаются. А мы знали всех ребят с округи, — вспоминает армавирец. — Я своих детей тоже после окончания учебного года на месяц отправлял в гости к двоюродному брату, который сейчас живет в доме бабушки и дедушки. Хотелось, чтобы они тоже насладились тем детством, которое было у меня.

Сейчас Рамазан с женой воспитывают 17-летнего внука. И каждый год они отправляют его в гости к родственникам в Чечню. Вот на днях снова вместе поедут. Эти каникулы последние — в следующем году парень оканчивает 11 класс и будет поступать в университет.

Заработать учебой

Специальный корреспондент газеты «Армавирский собеседник» Снежана Годлевская окончила школу в 2016 году. Ее семья тогда жила в Тайыншинском районе Казахстана.

Начало летних каникул Годлевские каждый год отмечали праздничным ужином. К чаю дедушка покупал любимое печенье Снежаны «День-ночь».

— Родители и бабушка с дедушкой поздравляли нас с братом, за семейным столом рассказывали истории из своей школьной жизни, — вспоминает Снежана.

А еще детей поощряли материально. Родители с первого класса объясняли им, почему важно получить высшее образование и как оно поможет в жизни. Поэтому Снежана и ее младший брат хорошо учились, активно участвовали в школьной жизни, в различных олимпиадах, конкурсах.

И материальное поощрение становилось ежегодной «зарплатой» за достижения в учебе. Но для детей деньги были не мотивацией к учебе, а скорее подведением итогов. Так родители поздравляли их с успешным окончанием учебного года.

— Было понимание, что учеба — это работа. И как любой труд, она оплачивалась суммой, которая не била по родительскому кошельку, но позволяла купить что-нибудь нужное, — делится Снежана Годлевская. — Чаще всего полученные деньги я тратила на оплату мобильной связи и интернета для себя на все лето, чтобы помочь сократить расходы семейного бюджета.

Шахматный торт

Бухгалтер из Армавира Ольга Филатова окончила школу в 1991 году. И хотя она родилась 1 сентября, с размахом в семье праздновали окончание учебного года.

Дело в том, что когда девочку вели в первый класс, она рыдала. И мама успокоила ее тем, что пообещала отметить еще раз день рождения, когда прозвенит последний звонок. Маленькой Оле понравилось идея понравилась. Такая традиция сохранялась до 11 класса.

— В старших классах я уже понимала, что родителям сложно делать мне подарки два раза в год. Поэтому мы с ними накрывали стол в беседке во дворе и устраивали семейные посиделки, — вспоминает Ольга.

Когда она училась в младших классах, ей не нравились торты, которые родители покупали на ее торжество. Когда они возвращались с работы, на прилавках магазинов оставались только «Шахматный» и «Ландыш». Повзрослев, она сама стала печь торты на день рождения и Последний звонок. И знаете, какие? «Шахматный» или «Ландыш». Они ей понравились, и уже ни один праздник не обходился без них.

Праздник картошки

Конец учебного года для Гамлета Варданяна и его сестры Шушанны плавно перетекал в дачный сезон. Школьники во время летних каникул помогали родителям в огороде.

— Я окончил школу в 2001 году. Мое поколение было намного взрослее нынешних детей. В 12 лет я был главным помощником бабушки в теплице. Сам сеял семена огурцы, ухаживал за растениями, — поясняет Гамлет. — А после окончания учебного года помогал взрослым смотреть за кроликами, курами и огородом.

Гамлету и Шушанне нравилось работать на земле. Часто, выполнив свои обязанности, они собирали сухие ветки и разжигали костер. Когда он прогорал, закапывали в золу картошку и запекали ее. Ели с удовольствием, не мыли, только снимали кожицу.

И со временем у Варданян укоренилась традиция — жечь костер на Последний звонок. Члены семьи собирались вокруг пламени, пили чай, обсуждали учебу детей и строили планы на будущее.

Армавирцы рассказали о своих семейных традициях начала летних каникул
Выпускница Снежана Годлевская с директором школы Людмилой Червинской. 2016 год.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях