В 1904 году в Армавире появился музей наглядных пособий. И теперь, 120 лет спустя, это Армавирский краеведческий музей — старейшее учреждение культуры в городе.
Незадолго до юбилейной даты корреспондент «АС» встретился с директором музея Натальей Гульченко. Поговорили об «экспонате № 1», о том, какой процент фондов выставляют и есть ли будущее у небольших городских музеев.
Портрет неизвестного
— Сегодня вы руководите старейшим учреждением культуры в Армавире. А когда впервые в жизни посетили музей?
— Это было в моем родном Кропоткине, учителя привели нас в местный музей. Но связывать с музеем профессиональный путь не планировала, историком захотела быть в старших классах. Окончила Ростовский государственный университет и работала учителем истории сначала в Кропоткине, затем — в школе № 14 в Армавире.
В 1994 году меня приняли в Армавирский краеведческий музей на должность младшего научного сотрудника. Руководителем музея назначили в 2009 году.
— Сколько человек работают сейчас в музее?
— 19 сотрудников. Это научные сотрудники и заведующие отделами, которые проводят экскурсии, музейные смотрители, следящие за сохранностью экспонатов. Еще сотрудники фондов, главный хранитель, методист — те, кто описывает, следит и хранит экспонаты.
За сотрудниками и завотделами закреплены отделы, организованные по тематико-хронологическому принципу, например, отдел палеонтологии и природы или археологии. Сейчас нужен сотрудник, который будет заниматься дореволюционным Армавиром.
Однако не было такого, что в процессе работы специалисты переходили из одного отдела в другой. Каждый изучает свое направление, «врастает» в него, находит новые интересы.
— А сколько экспонатов хранится в музее?
— Более 99 тысяч, из них свыше 51 тысячи составляют основной фонд. Это наиболее ценные экспонаты. Еще есть научно-вспомогательный фонд, включающий, в том числе, копии материалов.
— Однако посетители видят лишь малую часть экспонатов…
— Да, ежегодно мы показывает около трех процентов от общего числа хранящихся экспонатов. В постоянной экспозиции, размещенной в четырех залах, представлены более тысячи предметов. Остальное показываем на передвижных выставках. Наши экспонаты — не мертвый груз фондов. Мы их выставляем на различных мероприятиях.
— Какой экспонат в армавирском музее самый древний?
— Один из самых древних — это череп трогонтериевого слона, который жил на Кубани 500-250 тысяч лет тому назад. Еще кости древнего кита цитотерия — им около восьми миллионов лет.
А вот дольше всего в музее хранится картина неизвестного художника. В 1942 году во время бомбежки весь фонд музея, находившегося на пересечении улиц Свердлова и Ленина, был уничтожен. И в конце 40-х годов прошлого века фонд начали формировать с нуля. Эта картина, на которой изображен неизвестный мужчина, числится у нас под номером один.
В пяти залах
— Растет ли посещаемость музея?
— В 2023 году Армавирский краеведческий музей посетили более 68 тысяч человек, а за восемь месяцев этого года — около 45 тысяч. Люди заказывали экскурсии, посещали стационарные экспозиции и выставки на массовых городских мероприятиях.
К 2030 году, согласно нацпроекту «Культура», посещаемость музея в год должна достичь 100 тысяч человек.
— А кто он, посетитель городского музея?
— Конечно, школьники и студенты. По выходным, в период отпусков и каникул приходят бабушки с внуками, семьи.
Количество посетителей увеличилось благодаря программе «Пушкинская карта», к которой мы присоединились в 2021 году. В нее включено свыше 20 мероприятий музея. В 2023 году по «Пушкинской карте» к нам пришли 3 624 человека, а за восемь месяцев этого года — уже 2 628.
— Сколько временных выставок проводите за год?
— Стационарные выставки организуем в пятом зале — их проводим около 30 в год. Они работают от двух до четырех месяцев. Передвижные выставки готовим для мероприятий в школах, скверах, парках.
Постоянные выставки размещены в четырех залах. Их темы: палеонтология и природа Кубани, археология, основание Армавира, дореволюционный Армавир, Армавир в период гражданской войны, восстановление города, Армавир в годы Великой Отечественной войны.
— По какому принципу отбираете темы для временных экспозиций?
— В первую очередь ориентируемся на событийный календарь. Подстраиваемся под памятные и юбилейные даты, праздники. Например, стараемся построить передвижную выставку ко Дню любви, семьи и верности, или стационарные — к годовщине снятия блокады Ленинграда, освобождения Армавира от немецко-фашистских захватчиков и другие.
— Какие выставки наиболее популярны у армавирцев?
— Горожанам интересны выставки оружия и археологических находок. Востребованы приезжающие выставки, например, кунсткамера или музей восковых фигур. Два года назад на новогодних праздниках работала выставка пауков, которую посетило много людей. Пользовались спросом выставки картин местных художников, выставка репродукций картин Ван Гога.
— А какая из них запомнилась вам?
— В 1998 году мы впервые взялись за организацию выставки «Морские сокровища». Весь музейный зал заполнили раковинами моллюсков. Это было интересно.
— А если бы удалось решить проблему с нехваткой места в музее, какие выставки появились бы еще?
— Постоянная экспозиция заканчивается историей страны 1946 года. Имея дополнительные площади, организовали бы выставки об Армавире от послевоенного периода до современности.
Показали бы экспонаты, рассказывающие о промышленном развитии города. Полноценно организовали бы выставку, посвященную специальной военной операции.
Есть мечта создать так называемую «золотую комнату», которая во всех музеях требует особого режима показа. Это место для экспонирования предметов из драгоценных металлов и камней.
Тонкости работы
— Какое техническое оснащение необходимо современному музею?
— В первую очередь оборудование, позволяющее обеспечить хранение экспонатов согласно требованиям единых для музеев правил. Это поддержание температурного режима и влажности, раздельное хранение и так далее.
В 2022 году у нас появились новые шкафы и стеллажи, где храним ткани, оружие, археологические находки. Для каждой коллекции существуют отдельные требования, например, недопустимо хранить металл вместе с деревом.
— Что такое научная работа сотрудника музея?
— Мало кто задумывается, но экспозиционно-выставочная деятельность — тоже наука. Подготовка выставки — сложный и детальный процесс. Сначала продумывают ее концепцию, строят структурный план. Затем создают тематико-экспозиционный план, после чего выставку монтируют. Научный сотрудник пишет к ней аннотацию, научное обоснование.
Наши сотрудники ведут научно-исследовательскую работу с фондами. Они описывают коллекции и готовят исторические справки, научные статьи. Занимаются научно-просветительской работой: читают лекции, проводят экскурсии, мастер-классы. Собирают экспонаты и проводят инвентаризацию уже имеющихся. А также вносят экспонаты в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
— Коллаборации с другими учреждениями культуры создаете?
— Три года проводим «Декаду армавирского музея» в Выставочном зале Дома Дангулова. Это совместный проект с Централизованной библиотечной системой. Организовываем мероприятия вместе с городским Дворцом культуры, Школой искусств, музыкальной и художественной школами.
Тот же фестиваль «Ухти-Тухти Фест» приурочен к Международному дню охраны памятников и исторических мест. Курирует его отдел культуры, а участвуют молодежь, представители национальных общин, школьники.
Объемная история
— В чем шанс развития городских краеведческих музеев?
— Людям всегда будет интересна история своего региона и города. Сейчас музеи становятся интерактивными, возьмем тот же мультимедийный исторический парк «Россия — моя история». Однако в нем наряду с интерактивными площадками есть музейные экспонаты. Людям интересно увидеть предметы, а не только их изображения. Тогда история становится реальной, объемной, если хотите.
В нашем музее благодаря нацпроекту «Культура» тоже появилось интерактивное оборудование. Это аудиогиды для проведения групповых и индивидуальных экскурсий. В первом зале установили 3D-пирамиду, на которой посетители могут увидеть облик древних животных. Теперь они сначала рассматривают в экспозиции остатки саблезубого тигра, а потом — на экране пирамиды, как выглядел этот зверь. В ней есть интерактивная начинка для детей: пазлы, викторины, где они могут проверить полученные на экскурсиях знания.
— В чем миссия городского краеведческого музея?
— В сохранении культурно-исторического наследия Армавира. А еще — участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения, противодействие попыткам фальсификации истории. Хорошо, когда люди идут в музей. Но и музей должен идти к людям, придумывать новые форматы взаимодействия с ними.
Есть такая фраза: «Меняющийся музей в меняющемся мире». Вот и наш музей меняется, идет вперед, оставаясь одним из лидеров культурной жизни города.
Фото Александра Ковязина / АС