Спасение Папы Римского. Почему понтифик каждый день молился за историка из Армавира?

Спасение Папы Римского. Почему понтифик каждый день молился за историка из Армавира?

На день рождения в 2000 году профессор истории Армавирского педагогического института Василий Сиротенко получил письмо из Ватикана с поздравлением от Папы Римского и припиской: «Я каждый день за вас молюсь».

А после смерти Иоанна Павла II в 2005 году российское информационное пространство взорвала история о спасении будущего понтифика русским офицером. Об этом уникальном случае писали СМИ, а Первый канал снял репортаж. Но Василий Сиротенко назвал это раздутой сенсацией.

Педагог и фронтовик

Профессор кафедры всеобщей истории Василий Сиротенко был известен далеко за пределами не только Армавира, но и страны.

— Это крупный ученый международного уровня, — отмечает доктор исторических наук, декан исторического факультета АГПУ Юрий Приймак. — Василий Трофимович — один из немногих людей, кто в совершенстве владел мертвым готским языком. Многие древние тексты до сих пор существуют только в его переводе. В научных кругах он пользовался большим авторитетом как медиевист.

А в 1929 году ученик шестого класса и будущий специалист по истории Средних веков Василий Сиротенко стал активистом ликбеза в селе Стрижевка Волынской губернии. По вечерам он учил грамоте пожилых односельчан.

После окончания семилетки работал учителем начальных классов. Но тяга к знаниям привела начинающего педагога на рабфак, а затем — на исторический факультет Киевского университета.

Еще студентом Василий преподавал заочникам истфака Черниговского педагогического института историю Средних веков, а получив диплом, стал старшим преподавателем.

В 1940 году Сиротенко призвали на службу в армию. В годы Великой Отечественной войны он командовал взводом, ротой, резервным батальоном, участвовал в боях.

Как писал в номере «АС» от 30 января 2001 года Сергей Семилетов в статье «Молитвы Папы Римского за армавирского историка», молодого смекалистого офицера заметили, и он с 1942 года служил помощником начальника оперативного отдела штаба 59-й армии, где разрабатывали военные операции. При их подготовке Сиротенко отправляли за линию фронта, где он действовал в тылу врага.

Увидел Иисуса

В январе 1945 года батальон майора Василия Сиротенко входил в Краков одним из первых. Разведка донесла: гитлеровцы собираются взорвать одну из каменоломен — вместе с работающими там пленными поляками. Батальон бросили туда.

— Когда мы освободили каменоломню, там у сторожей в будке мне попалось несколько документов. Хотел их прочитать, но оказалось, что они написаны на других языках, — в интервью Первому каналу рассказал Василий Сиротенко.

Майор окликнул пленного семинариста и попросил помочь. Тот предложил позвать друга, который знает несколько языков. Как пояснил историк репортеру Первого канала, его слух резанула фраза: «вы хорошо с ним поразумиетесь».

В тот момент офицер впервые услышал имя Кароль Войтыла, семинарист. Как отметили в интервью Первого канала, по приказу военного руководства польских священников надлежало арестовывать и отправлять в лагеря. Однако семинарист Войтыла под его действие не подпадал.

Трое суток майор не спал. От усталости сон сковал его веки, и он уснул, уронив голову на заваленный трофейными документами стол. Через два часа его разбудили автоматчики охраны, которые привели семинариста. Сиротенко поднял глаза — прямо перед ним стоял человек в черной сутане, и у него перехватило дух…

— Вы понимаете, поскольку я тогда сонный был, мне показалось, что ко мне спустился сам Иисус Христос. Я видел Христа на плащанице — такие же правильные черты и лицо белое-белое, — комментировал репортеру Первого канала Василий Сиротенко.

Он не был верующим человеком, но образ незнакомца с необычайно выразительными глазами потряс его до глубины души.

До перевода документов не дошло. Потрясший его человек казался обессиленным, поэтому майор не стал донимать его расспросами. Первым делом он приказал его накормить.

О ком молился Папа?

В интервью Первому каналу Сиротенко рассказал, что втайне от сотрудника СМЕРШа велел вывести Кароля Войтылу за ворота каменоломни.

Спустя 33 года по радио историк узнал о назначении нового главы Римской католической церкви.

«Слышу, передают, что впервые в истории папства Папой Римским избран польский архиепископ Кароль Войтыла. Меня как током ударило: неужели тот самый?» — рассказывал армавирец в интервью газете «Труд».

Однако, давая интервью корреспонденту «Армавирского собеседника» Владимиру Пригоде, он скажет, что журналисты центрального телевидения, федеральных газет и итальянского христианского издания «Famiglia Cristiana» не-оправданно раздули сенсацию из «спасения» Папы Римского русским офицером. Спасения не было. Как офицер оперативного отдела 59-й армии, которая освобождала Краков, он пытался установить отношения дружбы и взаимопомощи с местным населением.

«Я выполнил установку командования. Репрессий на польской земле не было. Просто мы стремились не допускать и малейшего недружелюбия к полякам, в том числе связанным с Римской католической церковью, со стороны наших солдат и сотрудников особых отделов», — отвечая на вопросы журналиста, пояснил Василий Сиротенко.

Однако есть факты, подтверждающие обратное. В своей книге «Воспоминания об Иоанне Павле II» Педро Лопес писал, что Сиротенко спас будущего понтифика якобы для того, чтобы тот переводил ему на русский язык тексты с латинского.

А в 2000 году заведующий кафедрой всеобщей истории АГПУ, доктор наук, профессор Сергей Дударев написал письмо в Ватикан. Обращаясь к Павлу Иоанну II, он спрашивал, не помнит ли тот событий времен войны, участником которых стал профессор Сиротенко. Историк получил ответ, подписанный асессором папской курии монсеньором.

— В переписке Ватикан не отрицал тот факт, что Сиротенко спас жизнь будущему понтифику, — говорит Юрий Приймак. — И это является подтверждением факта встречи Василия Трофимовича с Каролем Войтылу.

В день своего рождения армавирский профессор получил конверт с обратным адресом: Ватикан. Внутри была фотография Папы, поздравление и приписка: «Я каждый день за вас молюсь».

Спасение Папы Римского. Почему понтифик каждый день молился за историка из Армавира?
Автограф Папы Римского Иоанна Павла II для армавирского историка

Ореховая роща

Владимир Пригода не раз общался с Василием Сиротенко. Как отмечает журналист, работавший в «АС» с 2001 по 2006 год, профессор никогда не хвастался своей ролью в жизни будущего главы католической церкви.

— Василий Трофимович говорил о тех событиях неохотно. Ему казались важнее реальные проблемы Армавира и края, куда пришлось переехать в 1990-е годы с Украины, где начали притеснять историков, не согласившихся становиться пропагандистами украинизации и творить мифы о «древней истории» недавно возникшей страны, — вспоминает Владимир Пригода.

Сиротенко волновали вопросы экономики и экологии региона. Он выступал с инициативой возрождения системы пригородных совхозов, которые смогли бы круглый год обеспечивать армавирцев доступными овощами. Ученый обосновал необходимость включения их в одну из государственных программ развития страны. Предлагал для улучшения экологической обстановки в Армавире заняться закладкой новых пригородных фруктовых садов и ореховых рощ.

В 2001 году Василий Сиротенко подарил свою личную научную библиотеку, которую собирал всю жизнь, педагогическому университету и городу. Это более 400 ценнейших, в основном исторических трудов, например книга по истории раннего Средневековья, написанная в Европе в конце XVIII века. Или труд античного ученого, копии которого в России больше нет. В свое время микрофильм и экземпляр этой книги ему прислали из Милана (Италия). Василий Сиротенко внес большой вклад в укрепление научной базы Армавира.

И остался в истории Великой Отечественной войны русским солдатом-освободителем. Семинарист, с которым судьба свела его, стал Папой Римским и всю жизнь считал, что СССР оккупировал Польшу. Сложные отношения складывались у Иоанна Павла II и с Россией. На Украине он поддерживал реформы православия по униатским стандартам. Но во время войны к еще юному Каролю Войтыле по-доброму отнесся именно советский офицер и будущий русский историк Василий Сиротенко.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с Политикой обработки персональных данных и на использование сайтом файлов cookie