Амбарцум Галустов: «Учитель будущего — это выпускник АГПУ»

Амбарцум Галустов: «Учитель будущего — это выпускник АГПУ»

Почему выпускники школ хотят стать педагогами? Какими качествами должен обладать учитель будущего? Об этом «АС» рассказал ректор Армавирского госпедуниверситета, профессор Амбарцум Галустов.

 

Историческая справедливость

— Несколько дней назад вы отметили свой юбилей. Он совпал с 10-летием вашего пребывания в должности ректора университета. Что считаете своими самыми большими удачами?

— Сейчас наступил момент осмысления сделанного, построения новых траекторий. Своей личной и профессиональной удачей считаю избрание ректором одного из старейших вузов края. Избирал меня коллектив АГПУ, а это значит, люди доверяют мне, готовы вместе реализовывать проекты, искать новые пути развития вуза. Все, чего достиг университет сегодня, – результат слаженной работы коллектива.

Весомым достижением считаю восстановление исторической справедливости. Благодаря скрупулезной работе доцента кафедры всеобщей и отечественной истории, известного знатока истории Армавира Сергея Ктиторова и начальника юридического отдела университета Александра Супрунова нам удалось доказать, что АГПУ является правопреемником Армавирского педагогического техникума, существовавшего в нынешнем здании вуза с 1923 года. Необходимо было найти конкретные факты и доказать в суде преемственность педагогического образования в Армавире. Краевой Арбитражный суд посчитал весомыми собранные нами факты и вынес решение в пользу вуза. Теперь мы с полным правом днем рождения АГПУ считаем 14 августа 1923 года. И армавирский педуниверситет готовится встретить 100-летний юбилей!

— Горожане помнят о пожаре, едва не разрушившем здание АГПУ в 2012 году. Как удалось восстановить главный корпус?

— До сих пор страшно вспоминать зиму 2012 года, когда, проходя мимо сгоревшего здания родного университета, видел пустые обугленные стены без крыши. Это был драматический момент в истории вуза. Но обошлось без человеческих жертв. Практически полностью оказался разрушенным второй этаж, где находились актовый и спортивный залы, компьютерные классы, учебные аудитории, музей университета и административные кабинеты. Но пожар проявил высокий профессионализм, самоотверженность и человечность наших преподавателей и сотрудников, зрелость студенческого самоуправления. Учебный процесс в АГПУ не прерывался ни на минуту.

Министерство образования и науки РФ, руководство края, администрация и вузы города, педагогические коллективы, граждане пятимиллионной Кубани оказали АГПУ своевременную и эффективную помощь. Чтобы возвратить признанному объектом культурного наследия зданию университета первоначальный облик три года велись ремонтно-восстановительные работы. Сегодня здание АГПУ — достопримечательность Армавира, а вуз – его визитная карточка.

— Сейчас в вузе учатся более шести тысяч студентов. Необходимо увеличивать учебные площади. Этот вопрос решается?

— Несколько лет мы работали над его решением, и 8 июля 2019 года Распоряжением Минобрнауки РФ все здания и помещения филиала РГСУ в Армавире общей площадью 2 735 кв.м. переданы в оперативное управление АГПУ. Сегодня в здании по улице Володарского, 120 б располагается исторический факультет. По отзывам его студентов и преподавателей чувствуют они себя в новом доме комфортно. Это большая победа университета!

Возможности для саморазвития

— А кто он, современный студент педагогического университета?

— Он разительно отличается от того, кто учился в вузе 5-7 лет назад. Сейчас большинство студентов мотивированы не просто на получение высшего образования, а на получение именно педагогического образования. Это подтверждает опрос первокурсников, который ежегодно проводят специалисты университета. Об этом свидетельствует и рост среднего балла ЕГЭ, с которым ребята приходят в АГПУ. Если в 2015 году он составлял 63,9 балла, то в 2020-м это 66,4! Растет и «качество» целевого набора. В 2015 году в вуз приходили целевики с результатом 62,4 балла, а в 2020-м — это 68,04 балла. Такая мотивация студентов поможет преподавателям университета подготовить настоящего учителя будущего.

Если говорить о личностных качествах ребят, которые учатся в АГПУ, то это творцы. У них творчество — во всем: в том, как они одеты, как отвечают на занятиях, как готовятся к мероприятиям. Они внутренне свободны и знают, чего хотят. Умеют отстоять свое мнение. Это чувство свободы поможет им в дальнейшей работе.

— И что делает педагогический вуз привлекательным для вчерашнего школьника?

— Сегодня учителя получают всестороннюю поддержку государства, что дает им определенные социальные гарантии. Несмотря на профессиональные сложности, с которыми придется сталкиваться в работе, ребята не боятся быть учителями, понимая, что за ними — формирование будущего страны.

Важно и количество бюджетных мест. В 2011 году АГПУ получил 560 бюджетных мест, в 2021 году мы объявили к набору 989 мест.

Университет постоянно совершенствует образовательные программы. Мониторинг рынка труда Кубани, переговоры с ключевыми стейкхолдерами вуза – директорами школ, организаций СПО – позволяет формировать образовательные траектории студентов с учетом их запросов. Так были объявлены к набору профили «Русский язык и Иностранный язык», «Технология и Образовательная робототехника», «Технология и Физическая культура». В рамках этого профиля будут готовить и специалистов по самбо для работы в школе. Университет заинтересован в трудоустройстве выпускников, поэтому готовит не просто учителя, а профессионального классного руководителя, вожатого, обладающего IT-компетенциями, Soft Skills.

Привлекает ребят и возможность пройти практику в лучших здравницах страны. Университет – социальный партнер Международного детского центра «Артек», Всероссийских детских центров «Смена» и «Орленок», детского оздоровительного лагеря «Сигнал».

Популярность вуза у молодежи связана и с нашей активной медийной деятельностью, с тем, что информацию об успехах выпускников АГПУ транслируют в публичное пространство. Мало кто в Армавире не знает Александра Шагалова, выпускника института русской и иностранной филологии АГПУ. Он абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2016». Недавно завершился финал «Учителя года-2020», призером которого стал выпускник института прикладной информатики, математики и физики нашего университета Сергей Левченко. Это и повод для гордости, и признание высокого качества подготовки выпускников АГПУ!

Молодежь приходит к нам, потому что получает неограниченные возможности для саморазвития. Воспитательная работа в вузе построена так, что каждый находит занятие по интересам. В АГПУ действуют спортивные секции, вокальные и хореографические коллективы, развивается движение КВН.

— Об успехах сборной АГПУ «Русская дорога» знает вся Россия. Ребята — чемпионы Высшей лиги, звезды телеэкрана! Как удалось достичь такого результата?

— КВН – тема, о которой могу говорить долго. Результат, а тем более высокий, никогда не случается внезапно. Это плод кропотливой работы. Мне и моей команде пришлось возрождать движение КВН в вузе. Если в 2011 году у нас не было ни одной команды, то сегодня на каждом факультете и в институте есть коллектив, и не один. С ними работают специалисты, прошедшие школу КВН и имеющие опыт выступлений на большой сцене в рамках игр Высшей лиги, фестивалей различного уровня. По традиции для начинающих коллективов проводим Фестиваль команд КВН АГПУ, для более опытных — Кубок ректора. В условиях внутренней конкуренции студенты оттачивают актерское мастерство. КВН формирует у ребят лидерские качества, совершенствует ораторское мастерство — навыки, необходимые будущему учителю.

Эту мысль во время встречи с участниками «Русской дороги» высказал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. По его поручению КВНщики АГПУ включились в процесс подготовки советников директоров по воспитанию — масштабный проект, который реализуют в «Артеке». Специалисты университета работают над составлением методических рекомендаций по организации движения КВН в педагогическом вузе, где будет обобщен опыт нашего университета.

Научное творчество

— Успех выпускников обусловлен профессионализмом их наставников. Какие условия для реализации потенциала преподавателей созданы в вузе?

— Основой творчества преподавателей является наука. В АГПУ ведутся научные исследования в рамках шести научных направлений, на базе которых были созданы 11 научно-учебных лабораторий. Они стали базой для исследований в передовых отраслях педагогической науки и проведения крупных научных мероприятий. Ученые университета – активные участники грантовых проектов Российского фонда фундаментальных исследований, Кубанского научного фонда, Рыбаков-фонда и других.

На базе АГПУ три года назад впервые был создан диссертационный совет по педагогическим наукам. Особым аспектом научно-технического творчества коллектива является деятельность Федеральной инновационной площадки в области образовательной робототехники. А наличие в вузе Научно-исследовательского института развития образования позволяет в полной мере решать вопрос ликвидации профессиональных дефицитов преподавателей.

— Каким вы видите учителя будущего?

— Учитель будущего обладает инновационным мышлением, метакомпетенциями, эмпатией. Это профессионал, принципом работы которого становится синтез традиций и инноватики. И это выпускник АГПУ.

Ольга Дорофеева
фото: предоставлено пресс-центром АГПУ.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях