Армавирская студентка пишет цикл военных рассказов о судьбе своей бабушки

Армавирская студентка пишет цикл военных рассказов о судьбе своей бабушки

Молодая писательница Вероника Федяева считает, что в творчестве на первом месте выступают чувства автора и его героев, а потом уже видны рациональные законы построения сюжетной линии, характеров персонажей, их линии поведения.

— Я стараюсь не ограничиваться конкретным планом сюжета, писать исключительно умом. В произведениях, лишенных эмоций, персонажи сразу делаются какими-то картонными, — делится своим мнением 20-летняя Вероника Федяева.

Идеальный персонаж

Сейчас она учится на третьем курсе факультета дошкольного и начального образования в армавирском педагогическом вузе. Написанием рассказов Вероника увлеклась в начальной школе. Девушка вспоминает, что первые пробы пера были о ромашках – небольшая история по заданию учителя. Затем в девять лет, когда лежала в больнице в одиночной палате, пыталась себя развлечь и сочинила басни. Сознательно же к творчеству подошла в среднем школьном звене.

Маленькая Ника посещала воскресную школу и там вдохновилась притчами о божьих чудесах. Тогда и написала свой первый рассказ «Вера. Чудо. Жизнь». По сюжету двенадцатилетней школьницы, Бог помог найти главному герою, который был верующим, пропавшую первую любовь, понять, кто друг, а кто – враг.

— Сейчас я понимаю, что второстепенные персонажи получились лучше. А главный герой мне не нравится. Его образ слишком наивный и идеализированный, чем, как мне кажется, грешит большинство писателей. Людей, не имеющих в себе ничего плохого, положительных во всем, не существует. Поэтому возвращаюсь к рассказу постоянно, редактирую его, — рассказывает о первых пробах пера Вероника.

Цикл о судьбе

У Вероники Федяевой нет любимой темы. Она пишет о дружбе, детстве, поколениях отцов и детей, войне… Последней теме Вероника планирует посвятить цикл рассказов. Работу над ним уже начала. Первое произведение «Дитя войны» написала будучи десятиклассницей.

— Обе мои бабушки прошли войну. Я интересуюсь их прошлым. Бабушка по папиной линии охотно вспоминает свою послевоенную молодость. А судьба второй бабушки очень тяжелая. Однажды слушая ее истории, подумала, что невозможно создать более правдивого рассказа, чем сама жизнь, — рассказала о зарождении идеи цикла молодая писательница.

Повествование в «Дитя войны» идет от лица женщины, которая смотрит на старые фотографии и предается воспоминаниям. Ей было пять лет, когда в станицу пришли немцы. Этот рассказ – история маленькой девочки, которую мама вместе с другими двумя детьми прятала в погребе, пока по дому ходили немцы. История девочки, пережившей оккупацию, вынужденное расставание с братом и сестрой.

— Некоторые моменты настолько тяжелые, что я их не решаюсь описать. Сила духа и храбрость моей тогда еще маленькой бабушки очень поучительны, — говорит Вероника Федяева. — Рассказы на военную тематику пишу потому, что это наша общая история, достоверную память о которой нужно сохранять веками.

Эссе вместо лекции

Вероника написала около 20 произведений разных жанров, но все их называет рассказами. Самый маленький — на одну печатную страницу, есть объемная работа до 200 страниц.

Обычно студентка старается печатать их в ноутбуке, но когда вдохновение приходит внезапно, может писать и от руки. Например, так было с ее эссе-рассуждением «О времена, о нравы». Идея появилась у Ники на лекции в университете, когда преподаватель сравнивала несколько поколений студентов.

— Мои одногруппники писали конспекты, а я в лекционной тетради начала размышление на тему поколений. Правда, потом пришлось переписывать очень объемную лекцию, — со смехом вспоминает Вероника Федяева.

В последнем рассказе она также поднимает проблему отцов и детей. Только молодая писательница, сравнивая их, показала общие черты. Шутливый пример Ники: женщины всех возрастов стараются встать утром пораньше, чтобы накраситься и успеть на работу. Из более серьезных – желание представительниц прекрасного пола выйти замуж и родить ребенка, найти хорошую работу.

— Мужчинам разных поколений с малого возраста говорят одно и те же «должен»: должен быть сильным и не должен плакать, не должен проявлять слабость, должен содержать семью. Постоянно слышу это в кругу родных , друзей или читаю в книгах. Взять те же фэнтезийные рассказы. Вроде авторы пишут о другом мире, но и там прослеживается «должен-не должен» в отношении мужчин, — отмечает молодая писательница.

Через призму Лариной

У Вероники сложились свои «ритуалы» работы над произведением. Пишет она чаще всего дома, в тишине, послушав подходящую под настроение музыку. Так она старается уловить эмоции своих героев, старается примерить на себя образы персонажей.

— Чтобы «попасть» в мир своих героев, могу ходить по квартире и выполнять домашние обязанности, как их выполнял бы выдуманный персонаж. Могу говорить как он, чтобы лучше прочувствовать его, — объясняет писательница.

Из всех персонажей Федяевой лишь один имеет реальный прототип. Это ее бабушка — героиня цикла военных рассказов. Остальные — собирательные образы. Иногда героями Никиных рассказов становятся персонажи других авторов.

Пушкинский «Евгений Онегин» — любимое произведение Вероники. Третьекурснице пришлась по душе Татьяна Ларина. Именно она и стала главным персонажем «Письма княги N», которое Федяева написала будучи одиннадцатиклассницей.

Это небольшой рассказ в эпистолярном жанре. В письме к «милому другу» армавирская писательница поведала историю пушкинского романа в стихах через призму чувств Лариной-младшей. Так, как их поняла сама Вероника.

С этим рассказом девушка оказалась в числе призеров городского конкурса, устроенного одной из армавирских библиотек.

Финал-сюрприз

Третьекурсница АГПУ никогда не знает, чем закончатся ее произведения. Финал порой становится неожиданным.

— Персонажи живут своей жизнью. В желании приблизить их к настоящим людям не загоняю их в рамки. У них, как у реальных людей всегда есть выбор, как поступить и что сделать, — объясняет Вероника Федяева.

По ее мнению, так рассказ становится интересным не только для автора, но и самого читателя. Девушка по своему опыту знает: книги, в которых заранее предугадываешь финал или действия персонажа, людям неинтересны.

Для самой Вероники наиболее удивительной стала развязка в «Детстве как части души». Это рассказ от лица обычной старшеклассницы, которая заметила старые качели. Качаясь на них, она стала вспоминать свое детство – игры во дворах с друзьями, одолженную у подружки скакалку, дочки-матери.

Это произведение девушка планировала сделать легким и ностальгическим, но неожиданно для себя закончила философским размышлением.

— Есть такая песенка «Куда уходит детство?». Я долго думала и поняла: детство не уходит, оно обретает дом. Поселяется в наших воспоминаниях и греет нам душу в холодные вечера, дарит радость, когда нам грустно, утешает и дает силы идти дальше. И, отвечая на вопрос «Куда уходит детство?», скажу: «Никуда. Оно остается с нами, делая нас детьми в душе!», — так заканчивает свой рассказ Вероника Федяева.

Поощряет критику

Первой произведении Вероники видит ее лучшая подруга, с радостью читает их и высказывает свое мнение.

Ника уверяет, что рада и положительной и отрицательной критике. Но лишь в том случае, если она оценивает произведение, а не личность автора.

— Выставила свои работы в Интернете, а какой-то пользователь под одной из глав моего большого произведения «высказался», что все написанное мной – бред и глупость, причем, сделал это в оскорбительной форме. При этом о самой работе написал немного и невпопад, — вспоминает Вероника. — Меня такое не задевает как человека, но обижает как автора. Выходит, он прочитал не задумываясь, а отзыв написал ради того, лишь бы что-то написать.

Некоторые рассказы Вероника Федяева отправляет на конкурсы в Интернет, правда покорить онлайн-жюри еще не удалось. Зато она побеждала в краевых. Например, несколько лет назад конкурс для молодых авторов проводили организаторы из Анапы. Там Ника заняла первое место с рассказом «Дитя войны».

В семье писательство Вероники воспринимают как хобби. Женщины семьи Федяевых много читают, а мама студентки раньше сама писала стихи. У Вероники же с поэзией не складывается. Бабушка – та самая героиня военного цикла – и вовсе не понимает, как ее внучка стала вдруг писать.

— Я у нее почему-то не ассоциируюсь с этим увлечением. Однако бросать писательство не планирую, как и просто оставлять его на уровне хобби. Всегда мечтала стать учителем и буду им работать, но в то же время стану развивать творческую сторону своей жизни, — поделилась планами Вероника Федяева.

Снежана Годлевская

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях