Почему дагестанские хозяйки готовят больше порций, чем нужно для семьи?

Почему дагестанские хозяйки готовят больше порций, чем нужно для семьи?

Несчастен тот дом, куда не входит гость, говорят дагестанцы. И принимают его в любое время суток по первому разряду. Никто даже незнакомца не спросит, надолго ли он.

Больше чем гость
Председатель Армавирской культурной общественной организации «Дагестан» Ибак Ибаков считает, что традиции гостеприимства у народов многонациональной республики заложены в генах. Они нашли отражение в пословицах и поговорках, в литературном творчестве. Известный поэт Расул Гамзатов писал:
«Если в дом нагрянут гости,
А хозяева при том
Чешут сонные затылки,
Улыбаются с трудом,
Знай, они не с Дагестана,
Не из Дага их родня…»
Дагестанцы в любое время суток радушно встречают переступивших порог их дома, говорит председатель Ибак Ибаков. По национальности он даргинец. Родился в селе Губден, одном из древнейших селений республики. Традиции гостеприимства своего народа впитал с детства.
— Гость у нас не стучит с вопросом, можно ли зайти. Он смело входит в дом, зная, что хозяева встретят его радушно, — поясняет Ибак Мамаевич.
Традиция теплого приема распространяется на любого человека, независимо от национальности, пола и возраста, вероисповедания и политических убеждений гостя. Хозяева дома любого встретят с улыбкой, а их щедрость не будет знать границ.
— Когда-то торговцы из горных районов привозили на равнину овощи на продажу. И позор был тому селению, где приезжий ночевал на улице. Хозяин двора, к которому торговец успел прийти до вечернего азана, обязан был принять его в свой дом, накормить и устроить на ночлег, — отмечает председатель общественной организации «Дагестан».
Иногда случайные гости становились кунаками хозяев. Куначество, как и гостеприимство, — древнейший обычай, сохранившийся на Кавказе до наших дней. Кунак не просто гость. Это друг и названный брат, который остается им навсегда.
— Такие родство и дружбу передавали последующим поколениям, — поясняет Ибак Ибаков. — У меня бывают гости, куначество с которыми завязал еще мой прадед. Их предок был родом из соседнего села Кулецма Левашинского района Дагестана.
Хинкал и деликатесы
Дагестанские хозяйки, готовя трапезу, обязательно рассчитывают на гостя. Количество порций они делают больше, нежели необходимо на членов семьи. Поэтому для зашедшего в дом всегда найдется угощение, поясняет Ибак Мамаевич.
— Я вырос в большой семье — родители, помимо меня, воспитывали четырех дочерей и еще одного сына. Однажды заметил, что мама готовит не на восемь человек, а гораздо больше. Спросил ее, зачем. Она ответила: «Сынок, а вдруг гости придут? А если не придут, завтра сами доедим», — вспоминает армавирец.
Встречает гостей обязательно глава семьи, а те приветствуют его и говорят: «Мир вашему дому!» После этого мужчины задают друг другу вопросы о здоровье и благополучии близких, расспрашивают о важных событиях в жизни. Но никогда гостя не спросят о причинах визита и надолго ли он приехал. Хозяева знают: если он посчитает нужным, то расскажет сам.
Пока мужчины беседуют, женщины готовят — щедрый стол должен быть накрыт независимо от времени дня и ночи. Когда все готово, гостя приглашают к трапезе. Во главе стола садится хозяин дома, по правую руку от него — гость. Это место считается самым почетным.
Дагестанская кухня богатая, говорит Ибак Ибаков, но главным блюдом считается хинкал с сушеным мясом или колбасой.
 

Почему дагестанские хозяйки готовят больше порций, чем нужно для семьи?

Фото Александра Ковязина/ АС

СПРАВКА «АС»
Хинкал — традиционное блюдо дагестанской кухни. Без него не обходится ни один праздничный стол. Иногда хинкал путают с грузинскими хинкали, но между ними нет ничего общего. Хинкал — это кусочки теста, сваренные в мясном бульоне. Подается с бараниной или говядиной, иногда — с курицей, пиалой мясного бульона и соусом. У каждого народа Дагестана свой рецепт приготовления хинкала.

— Деликатесами считаются вареная баранья голова и приготовленный разными способами курдюк. Еще лучше, если хозяйка приготовит из кукурузной муки лепешки и халпаму — легкое и полезное дагестанское блюдо, напомина­ющее хинкал, — рассказывает о «королевских» угощениях Ибак Ибаков.
Он с детства усвоил наставления родителей, которые те переняли от своих предков, — все лучшее в доме предоставляют тем, кто посетил его: лучшую еду, комнату, посуду, самую удобную постель и так далее.
В беседе со спецкором «АС» председатель общественной организации «Дагестан»  вспоминает, как однажды в большом саду в отчем доме семья собирала яблоки и сортировала их по ящикам. Нечервивые и самые румяные и сочные убирали на чердак, застилая соломой. Те, что похуже, оставляли себе.
— Спросил, почему мы всегда едим подпорченные яблоки. Родители ответили: «Что едят гости — это золото». С малых лет дагестанцев учат: встречать гостя нужно на высшем уровне, — поясняет армавирец.

Ни о чем не спросят
Хозяева никогда не скажут вслух, что гостю пора уходить. Говорят, у багулалцев — одного из народов Дагестана — существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем, а по истечении трех дней с ним вели разговор как с равным членом семьи.
Чтобы не проявить неуважение к посланнику Аллаха (таковым считают гостя у некоторых народов), следят, чтобы все общались на языке, понятном ему. Детей никогда не посадят за один стол со взрослыми гостями. Если в дом пришли посторонние мужчины, женщина находится в соседней комнате, чтобы в любой момент ее можно было попросить подать к столу.  
В дагестанских семьях гостеприимству учат с малых лет.
— Моей внучке почти три года, и она уже учится готовить хинкал. Помогает ­своей маме накрывать на стол: на пальцах считает количество гостей и приносит столовые приборы, — рассказывает Ибак Мамаевич. — Мальчиков встречать гостей учат отец или дедушка.
В давние времена дагестанцы обязаны были проявлять гостеприимство, даже если в дом пришел кровный враг. Председатель Армавирской культурной общественной организации «Дагестан» говорит, что пока кровник находился во дворе дома, хозяева должны были кормить, поить его и содержать.

КСТАТИ
О святости обычая гостеприимства свидетельствует дореволюционный этнограф Н. Семенов в своей статье о кумыкских обычаях.
Исследователь пишет, что кумыки обеспечили неприкосновенность врагу, убившему брата хозяина дома, в котором тот укрылся в качестве гостя. Сам же кровник не знал, что остановился у брата им же убитого человека. «Скрыв кровника от всех родственников, — пишет Семенов, — брат убитого ночью вывел его за аул, дал ему лошадь и сказал на прощание: «Теперь уезжай, куда хочешь, и больше никогда на глаза не попадайся, потому что я брат того, чью кровь ты пролил сегодня».

Сохраняя самобытность 
С развитием внутреннего туризма Дагестану выпала возможность показать свое гостеприимство большему количеству людей. Несколько лет назад туристов удивило бесплатное кафе, открытое местным жителей в одном из горных сел. 
— Деды говорили, что традиции горского гостеприимства позволяли человеку любой национальности обойти весь Дагестан, не потратив ни копейки денег, — говорит Ибак Ибаков.
Со временем некоторые обычаи претерпели изменения. Сейчас можно услышать, как друзья приглашают друг друга на чай.
— Раньше неприемлемо было сказать гостю: «Пойдем попьем чай». Приглашая его, говорили: «Пойдем покушаем хинкал», — рассказывает Ибак Мамаевич. — Люди отходят от традиций предков, но к ним нужно возвращаться. Вместе с ними из поколения в поколение передают культуру своего народа, сохраняют его самобытность. А обычай достойно принять гостя — честь для каждого горца. 

ЦИТАТА
Доктор философских наук, профессор кафедры этнологии, истории народов КБР и журналистики Кашиф Унежев:
«Через гостеприимство народ всегда показывает свое отношение к чужому человеку, проявляя заботу о его благополучии и безопасности. Гостеприимство — это особая форма международной дипломатии, образец характера и нравственности народа».

Снежана Годлевская
Фото Анжелы Иванченко/ АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях