Татьяна Волкова: «Мой жанр не предполагает вымысла»

Татьяна Волкова: «Мой жанр не предполагает вымысла»

Накануне Всемирного дня писателя главный библиограф центральной городской библиотеки имени Крупской, писатель-документалист рассказала «АС» о том, зачем стала писать книги, как раскрыла тайну фамилии первого комсомольца Армавира Павла Нового и почему 70-80-е годы XX века она считает временем движения вперед и развития общества.

Разглядеть талант

— Почему вы, библиограф, стали писать книги?

— Именно работа в библиотеке вдохновила на это. Часто приходилось писать небольшие статьи о творческих людях города, и заметила, что информации о них практически нет. Мне показалось это несправедливым, ведь в Армавире так много творцов, которые заслуживают упоминания. Однажды писала статью для библиотеки об армавирской поэтессе Елене Басовой. Когда стала собирать информацию о ней, то нашла только стихи. А потом услышала о концертах Елены Басовой, о выставке картин. Я даже не подумала, что это один и тот же человек! А она не только создает уникальные картины из ткани, пишет стихи, но автор 104 песен. Обладая мягким, душевным голосом, является любимицей армавирской публики. Обычно в газетных очерках о талантливых людях упоминали вскользь. Сообщали, что в таком-то месте прошла выставка картин такого-то художника. Но ведь это так мало и не дает представления об их таланте. Например, художники Николай Бородавко, Юлия Луганникова, Владимир Черноус не просто живописцы из Армавира, но и виртуозы в своем деле. Поэтому я посчитала своим долгом рассказать о них широкой аудитории через книги.

— О ком была первая книга?

— Так как работаю в библиотеке, часто сталкиваюсь с творчеством местных поэтов, то о них. Лично познакомилась с каждым, расспросила не только о творческом становлении, но и о жизни. Получилось интересно. Первый опыт написания книги разжег во мне азарт. Ведь когда знакомишься с творческим человеком, узнаешь много интересного и о людях, и о городе.

— Какая книга далась тяжелее?

— Книгу «Елена Басова: Грани ее таланта» заказала в типографии, но ее испортили. На страницах не отпечатали первые строчки. Пришлось на всех экземплярах вышедшего тиража дописывать их самой мелкими печатными буквами. В самом начале «пути» небольшие книжки к юбилеям поэтов сама печатала на принтере. Остальные  — только в типографиях, в том числе и типографии «Армавирского собеседника».

— А как вы выбираете, о ком будете писать?

— Как только появились мои книги, армавирцы сами стали намекать, что было бы неплохо написать о них. Обо всех физически написать не могу. Поэтому выбираю людей с самой интересной биографией и сферой деятельности. Например, художники. Зрители любуются лишь их картинами, не зная практически ничего о самих живописцах. Та же ситуация — с театром. Армавирцы не знали, чем живут их любимые актеры, как состоялись в профессии. В 2016-м почти год писала статьи о журналистах «Собеседника», работавших в городской газете в разные годы. А потом возникла идея собрать их в одно издание, которое отпечатали в типографии «АС». Так вышла книга «Газета с молодой душой», написанная к ее 95-летию. Однажды удивила известного в Армавире тележурналиста. Людмилу Верещагину встретила случайно в центре города. Мы с ней не были лично знакомы, но я решила воспользоваться ситуацией и предложила дать интервью о ее поэтическом творчестве. Людмила Валентиновна была в изумлении: «Первый раз меня собираются интервьюировать. Обычно я беру интервью».

— С чего начинаете работу над книгой?

—  Если пишу о современнике, то знакомлюсь с ним лично, расспрашиваю о творчестве, интересуюсь его жизнью. И только после сбора фактуры сажусь за изложение полученной информации. Если герой жил задолго до написания книги, то работаю с архивами, встречаюсь с историками и знакомыми, которые могут рассказать о нем. В этом потоке информации стараюсь отыскать «изюминку» для будущей книги.

Вспомнить краеведов

— Какой процесс в написании книги вас больше всего увлекает?

— Поиск информации. По характеру я человек упертый, поэтому мне интересно искать редкую и малоизвестную информацию. В процессе бывает немало открытий. Например, думаешь, что все знаешь о человеке, а когда знакомишься с архивными записями, воспоминаниями людей о нем, понимаешь, что судьба его намного интереснее и ярче, чем предполагала. Уже полгода работаю над созданием новой книги. После прочтения ее рукописи ко мне подошел учитель Александр Шагалов и сказал, что одна из персон, упомянутая в ней, является первым мужем его бабушки. Таким образом, я отыскала интересные факты из биографии армавирского краеведа Олега Веровенко. А если бы Александр не подсказал, то, возможно, получилось не так интересно.

— Сколько книг вы написали?

— Всего 44. Иногда задумывалась остановить работу над книгами. Но вот снова взялась за новую рукопись.

— О ком она будет?

— Сейчас пишу о краеведах Армавира. К сожалению, о них мало информации. А ведь в свое время эти люди увековечили историю Армавира. Благодаря им мы знаем немало интересных фактов о городе. Поэтому считаю, что армавирцы должны знать о них.

— О ком конкретно пойдет речь?

— Расскажу о Борисе Выродове, Борисе Берендюкове, Евгении Иванове, Олеге Веровенко, Рафаэле Аракелове, Михаиле Мазанове и Павле Новом. Каждый из них внес вклад в сохранение истории города. Например, Олег Веровенко писал об армавирских разменных монетах, литературе, театре и гражданской войне. Он рассказал о чекисте Антоне Онопко, участнике Октябрьской революции и гражданской войны Григории Зуеве и участнике установления советской власти в Армавире Иване Сегунине. Мало кто знает, что четыре письма Олега Веровенко вошли в шестой том полного собрания сочинений писателя Александра Твардовского. Рафаэль Аракелов привлек внимание настойчивостью и упорством. Он изучал черкесо-гаев. Чтобы собрать материал, ездил в экспедиции в аулы. Рафаэль Каспарович был хорошим художником, делал зарисовки. Итогом его трудов стали «Очерки топонимии Армавира и его окрестностей». Он хотел опубликовать их в советских газетах и журналах, но ему отказывали. Даже Савва Дангулов не смог помочь земляку. Интересную информацию нашла о краеведе Павле Новом. Он, один из первых комсомольцев Армавира, писал о революционерах. Во время сбора информации узнала, что на самом деле фамилия Новый — это псевдоним. В городском архиве хранится автобиография, в которой он объясняет, почему выбрал его: после революции он ассоциировал себя с новым временем. Но спустя годы понял, что не может быть Новым до старости. Вот такой курьезный случай. Особое внимание заслуживает Борис Выродов. Он был первым краеведом Армавира и потомственным дворянином. Его отец заведовал женской гимназией. Он помог создать музей в селе, для чего организовал школьников и вместе с ними собирал геологические экспонаты в окрестностях Армавира, в лесах и горах. О его достижениях можно будет прочесть в моей книге.

Прописные истины

— Вы пишете в жанре документалистики. Есть ли грань между исторической достоверностью и мифотворчеством?

— Мой жанр не предполагает художественного вымысла. Я пишу только правду и опираюсь на факты. Даже при работе с архивами, если какая-то информация вызывает сомнение, всегда ссылаюсь на источник. Ведь рассказываю о реальном человеке. Считаю, что нет никакого смысла что-то приукрашивать. Судьба человеческая интересна сама по себе. Главное — найти интересного героя и источники информации.

— Существует ли грань личного и публичного? О чем можно рассказать, а о чем лучше умолчать?

— Писатель-документалист — это не журналист желтой прессы. Да, порой, изучая жизнь героев, натыкаюсь на неприглядные стороны их биографии. Например, знаю некоторых известных личностей, у которых были проблемы с алкоголем или же, по воспоминаниям современников, они отличались дурным нравом. Зачем писать об этом и принижать талант человека, если он, например, известный композитор? В таких случаях предпочитаю писать о его творчестве, развитии, жизненном пути.

— Читательское восприятие зависит от авторского освещения?

— Конечно. Важен язык писателя, умение отделить зерна от плевел. Можно по всей книге оставить ссылки на архивные документы. Но вот только читателю такой текст будет неинтересен. Я отдаю предпочтение повествовательному стилю.

— Как писателю, какой исторический период времени вам более интересен?

— Мне нравятся 70-80-е годы XX века. Читая старые газетные подшивки того времени, замечаю, как много информации собрано в небольших статьях журналистов. В городе кипела общественная жизнь, в которую активно была включена молодежь. Многие мои герои жили и творили именно в это время. Я бы назвала его периодом движения вперед и развития общества.

— Ваши книги всегда продавались в книжных магазинах Армавира. Сейчас на них есть спрос?

— В книжном магазине я узнала, что людей интересуют биографии известных горожан. Предложила в магазине «Книга» на продажу свою книгу «Три имени»  — об армавирских писателях Иване Рахилло, Савве Дангулове и Борисе Каспарове. В магазине даже обрадовались. Пока продали четыре книги — капля в море. Но документальная проза не столь востребована, как художественная литература.  Документальной книгой интересуются студенты или исследователи истории города.

— Что способно привлечь молодежь к изучению истории родного города?

— Книги об истории города и о живших в нем людях. Часто судьбы именитых армавирцев куда лучше описывают происходившее, чем заумные тексты в учебниках. Думаю, школьников на уроках кубановедения стоит привлекать к документальной литературе. Тогда есть шанс заинтересовать их историей Армавира и подтолкнуть к исследовательской деятельности. То, что мы сегодня знаем о прошлом земляков, — лишь верхушка айсберга. Много интересной информации сокрыто от нас. Сейчас в городе практически нет краеведов. И я буду только рада, если мои книги подтолкнут армавирцев к изучению истории родного города и поиску неизвестной ранее информации об Армавире.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях