Елена Сморкачева: «Мама научила калибровать приборы учета»

Елена Сморкачева: «Мама научила калибровать приборы учета»

Корреспондент «АС» пообщалась с начальником службы реализации услуг филиала ПАО «Россети Кубань» Армавирские электрические сети Еленой Сморкачевой. И узнала, что профессия слесаря КИПиА женская, как мама может помочь в карьере и почему семейственность в работе — это хорошо.

Мама предложила

— Как вы попали на работу в Россети?

— По первой специальности я инженер-механик по направлению металлорежущие станки и инструменты. После окончания института устроилась работать в конструкторский отдел Армавирского завода тяжелого машиностроения. Однако в конце 90-х годов пришлось задуматься о смене профессии, потому что на свою зарплату я могла купить лишь один килограмм вареной колбасы. Мама работала в Россетях слесарем КИПиА в службе метрологии и получала достойную зарплату. В 2001 году она вышла на пенсию и предложила мне занять ее место. Директором Армавирского филиала ПАО «Россети Кубань» тогда был Николай Стефанович Киричков — человек с большой душой. Проходя мимо сотрудника, он всегда интересовался, как дела в семье, как дети, нужна ли помощь. Когда мама на свою должность предложила мою кандидатуру, Николай Стефанович согласился. Мне тогда было 30 лет. Конечно, нервничала, потому что меняла сферу деятельности. Но мама научила меня калибровать приборы учета, вольтметры и амперметры. Объяснила, как работает каждые винтик, пружинка, какие детали нужно смазать и как пользоваться установкой для проверки счетчиков. Этого не расскажут ни в институтах, ни в техникумах.

— Работа слесаря КИПиА в службе метрологии женская?

— Мне техническая сторона далась легко. Правда, первое время боялась допустить ошибку. Но с опытом пришла уверенность в своих силах и знаниях. Однако не всем работа слесаря КИПиА далась легко. Некоторые новые сотрудники уходили — не получалось у них освоить базовые навыки. Хотя коллектив у нас был дружным, все поддерживали друг друга, помогали. Слесарями у нас работали и мужчины, и женщины, которые, убеждена, по своей природе являются технарями. Позже меня перевели работать мастером по учету и ремонту приборов учета в службу учета электроэнергии. За это время узнала все способы хищения энергии, научилась общаться с недобросовестными потребителями и убеждать их, что дешевле добровольно оплатить потребленную электроэнергию, чем проходить через судебные процессы, возмещать ущерб, оплачивать штрафы и издержки. Но общение с такими людьми давалось сложно. Среди них были очень эмоциональные, взрывные. Я «от» и «до» выучила законы, чтобы с юридической точки зрения грамотно донести информацию до человека и убедить его оплатить положенные штрафы. Приходилось быть хорошим психологом. Старалась, чтобы потребитель выходил из моего кабинета довольным. Однажды ко мне пришел мужчина, который спорил, что называется, не на жизнь, а на смерть. Но расстались мы чуть ли не друзьями.

— Как вас приняли в трудовом коллективе? Часто, когда на предприятие приходят работать родственники, коллеги воспринимают это негативно.

— В Россетях сформирован высокий уровень корпоративной культуры. Еще в советское время здесь действовал один из лучших профсоюзов в Армавире. Для сотрудников и членов их семей организовывали поездки на море, на природу, в горы. Вместе мы ходили в кино, театр. Наши дети практически росли на глазах у трудового коллектива. Поэтому все относились друг к другу с теплотой и пониманием. Негатива не было. Такие традиции сохраняются и по сей день. К тому же я пришла работать к ученикам моей мамы. А она заботилась о них, обучала азам профессии, выручала. Поэтому мне в начале трудовой деятельности на предприятии помогали, давали советы. В таком коллективе не страшно попросить о помощи.

— А ваша мама как устроилась в Россети?

— Она училась в Южно-Сахалинском кинематографическом техникуме. После его окончания вышла замуж и переехала в Армавир. В молодости была очень красивой женщиной, обладала правильной дикцией, поэтому ее пригласили работать диктором на краснодарское телевидение. Но папа отказался переезжать — он занимал руководящую должность. После этого мама много лет проработала инженером на электротехническом заводе. В 70-х годах люди с рабочими специальностями зарабатывали намного больше. Поэтому она ушла с должности инженера и устроилась слесарем КИПиА в службу метрологии в ПАО «Кубаньэнерго». Мама делала то же, что и на электротехническом заводе, но зарплату ей платили больше.

Просчитать обманщика

— Ваше предприятие пережило реорганизацию. Вы почувствовали эти изменения?

— В 2006 году в компании «Россети» была организована служба баланса и контроля потерь. Это оказалось совершенно новое для предприятия направление. Директор Николай Стефанович вызвал меня и предложил возглавить службу. Я сомневалась, отказывалась, но он сказал: «Знаю, что вы сможете. Голова боится, а руки делают!» Первый месяц был самым трудным. Пришлось начинать с нуля. Не было ни компьютеров, ни специалистов, ни положения о службе, ни инструкций о том, чем она должна заниматься. Однажды Николай Стефанович позвонил мне и спросил о потерях электроэнергии. Я не назвала ему цифры, а только сказала, что усердно работаю над этим. Он ответил: «Чего ты там стараешься? Давай лучше делом занимайся!» Я закрыла рабочий кабинет, выпила успокоительное и вытерла слезы. Это был единственный раз, когда я плакала на работе. Работа в коллективе научила меня не стесняться просить о помощи. Поэтому решила обратиться к начальнику отдела реализации электроэнергии юридическим лицам Армавирского филиала «ТНС энерго Кубань» Светлане Евгеньевне Шмаравоз. Она выслушала и пригласила к себе. Два дня мы сверяли информацию по каждому абоненту. А ведь у меня было пять энергорайонов Кубани и две промзоны. Объем работы мы с ней проделали тогда колоссальный! Коллеги потом удивлялись, как подробно она объяснила мне и научила пошагово организовывать работу своей службы. Человеком Светлана Евгеньевна была строгим, и люди стеснялись к ней подходить. Но мне удалось найти с ней общий язык. Мы до сих пор перезваниваемся и подолгу разговариваем. Думаю, она поняла, что я хочу разобраться в своей работе. Очень благодарна ей за помощь.

— А чем вас удивляли недобросовестные потребители электроэнергии?

— Иногда люди, чтобы снизить плату за услугу, идут на изощренные ухищрения. А моя служба выявляет таких хитрецов. Однажды по базе данных меня заинтересовал один адрес в Успенском районе. Ежемесячно хозяева оплачивали 20–30 киловатт электричества. Это очень мало для дома, где живут люди. Когда приехала туда, то увидела, что у владельцев есть еще и подсобное хозяйство. Вошла в дом, чтобы проверить электросчетчик. Начинаю щелкать выключатель — счетчик стоит на месте. Поинтересовалась у хозяев, что они сделали. Смотрю, разнервничались и замолчали. Начала объяснять, что нельзя воровать электроэнергию, штрафы за это могут подкосить их бюджет. В тот момент взгляд случайно упал на вешалку для одежды. А за ней из-под обоев торчит провод. Провожу по нему рукой и нахожу за одеждой выключатель. Нажимаю, и счетчик начинает работать. Оказалось, хозяева наняли мастера, который изобрел такой способ экономии. Пришлось оформить акт и оштрафовать их. Людей, недобросовестно платящих за электричество, нахожу по своей базе данных путем анализа.

Погружение в работу

— Вы считаете свой трудовой коллектив второй семьей?

— Конечно. Мы много времени проводим на работе, поэтому иногда друг друга видим чаще, чем родных. Как руководитель, каждого нового сотрудника ввожу в профессию, учу логически мыслить, прививаю стремление к постоянному развитию. Когда коллеги побеждают на профессиональных конкурсах, проводимых на предприятии, всегда радуюсь. Важно, чтобы в коллективе царила доброжелательная атмосфера. В такой обстановке люди больше погружены в работу.

— В Россетях работают ваши муж и сын. Чем они занимаются?

— Супруг Александр работает ведущим специалистом по ГО и ЧС. В его трудовые обязанности входит организация устранения последствий чрезвычайных ситуаций, организация гражданской обороны и воинского учета. Сын Алексей после окончания вуза пришел работать специалистом второй категории в отдел капитального строительства Армавирских электросетей. Он обладает огромной работоспособностью. Это качество помогает ему быстрее пройти через сложности и наработать навыки в энергостроительстве.

— Алексей хотел пойти по вашим стопам или вы настояли?

— Когда ребенок с детства видит, что родители живут работой, радеют за предприятие, постоянно развиваются как профессионалы, то во взрослом возрасте у него просыпается интерес к их сфере деятельности. Алексей, как и я, обладает аналитическим складом ума, поэтому после школы поступил в Армавирский механико-технологический институт и получил красный диплом. Затем окончил магистратуру Московского энергетического института, а после получения диплома энергетика пришел работать к нам.

— А вам часто приходится сталкиваться с сыном в работе?

— Наши сферы деятельности не взаимосвязаны. Но я всегда готова дать Леше совет. Рекомендую ему постоянно развиваться как специалисту. Ведь благодаря этому человек не только повышает уровень профессионального мастерства, но и получает моральное удовлетворение от результата своей работы. А профессионал учится на протяжении всей жизни. Это позволяет идти в ногу со временем и быть востребованным в профессии. Как представитель трудовой династии, признаюсь: работать с родителями сложно. Ведь ты должен соответствовать им, не быть хуже. В моем коллективе до сих пор работают люди, которые помнят, когда у моей мамы день рождения, хотя ее уже нет. Это говорит о большом уважении к ней, которого она добилась многолетним и добросовестным трудом. И чтобы ее всегда вспоминали с лучшей стороны, стараюсь ориентироваться на нее.

Фото филиала ПАО «Россети Кубань» Армавирские электрические сети

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях