Риски у сельхозпроизводителей всегда высокие. То взлетают цены на семена, технику и горючее. То падают на выращенную продукцию. А капризы погоды могут свести на нет многие усилия
аграриев.
Но армавирские сельхозпроизводители собирают высокие урожаи, экспериментируют с культурами, ищут новые рынки сбыта. О том, куда продают армавирскую пшеницу, семена каких культур лучше приобретать у отечественных селекционеров и какого урожая подсолнечника и кукурузы ждать в этом году, «АС» рассказал собственник ООО СПФ «Юбилейное-Кавказ» Сергей Богдасаров.
Главный клин
— Как вы оцениваете результаты уборочной кампании?
— Уже собрали озимую пшеницу. Урожайность в этот раз высокая. Если в прошлом году на сельхозугодьях в границах Армавира с гектара получили 54 центнера, то в этом — 73. И показатель этот выше среднегородского. На землях хозяйства в Новокубанском районе собрали 66 центнера с гектара.
Но в этом году столкнулись с климатическими вызовами — длительным отсутствием дождей, засухой. Максимально старались сохранить урожай. Произвели раннюю весеннюю подкормку озимых культур. Это дало хороший результат.
— Какие озимые культуры выращиваете?
— Обычно сеем озимые пшеницу и рапс. Под них выделяем минимум 50 процентов своих площадей. Но в прошлом году от рапса решили отказаться. Пшеницу-то сеют осенью, а его — в августе. А в прошлом году в конце лета была засуха. С высокой вероятностью получили бы слабые всходы, которые вряд ли перезимовали. А семена стоят дорого. Поэтому посеяли только озимую пшеницу. Под нее в этом году отдали 1 600 гектаров.
— Куда сбываете пшеницу?
— Это диктует рынок: кто предложит выше цену за зерно, с тем и договариваемся. Около 95 процентов пшеницы продаем экспортерам. А они перепродают ее чаще в Турцию, Египет. Иногда зерно у нас покупают местные производители муки.
— А как оцениваете потенциальный урожай подсолнечника и кукурузы ?
— К уборке этих культур пока не приступали: они дозревают в поле. Дать прогноз будущего урожая затрудняюсь из-за непростых погодных условий. Мы же — цех под открытым небом, и урожайность зависит не только от агротехнических мероприятий, но и от погоды.
Зимой в Армавире было мало снега, из-за чего в почве не накопилась в достаточном количестве влага, а весной и летом выпало мало осадков. Что привело к появлению рваных посевов, когда всходы вырастают с проплешинами. С этой проблемой столкнулось не только наше предприятие, но и другие хозяйства в крае.
Кукуруза больше страдает от засухи. Подсолнечник хоть и влаголюбивая культура, но благодаря хорошо разветвленной корневой системе добывает воду из почвы.
Скорее всего, рекордного урожая кукурузы и подсолнечника не соберем. Но он будет удовлетворительным.
Свое зерно
— Какую долю вашего посевного материала составляют отечественные семена?
— Для посевов пшеницы, подсолнечника, сои и льна закупаем только отечественные семена. Причем весь посевной материал выращен на Кубани. Он дает высокие качественные и количественные показатели. Во многом это заслуга селекционеров, которые постоянно улучшают сорта. Поэтому ни смысла, ни желания переходить на импорт нет.
А вот семена кукурузы и рапса полностью закупаем импортные. Семенной материал этих культур западной селекции дает хорошую всхожесть, растения более устойчивы к болезням и негативному воздействию погоды, а также высокоурожайны.
Но если по каким-либо причинам не сможем закупать импорт, перейдем на отечественную селекцию. Семена кукурузы производят в Научно-производственном объединении «Семеноводство Кубани», а рапс — на Армавирской опытной станции ВНИИМК.
— Изменилась ли в вашем хозяйстве политика по закупке семян с введением еще более жестких экономических санкций?
— Последствия санкций наше хозяйство почти не ощутило. Семена пшеницы, подсолнечника, сои и льна всегда покупали у отечественных производителей. А кукурузу и рапс — за рубежом. Причем производители из Франции и Германии сами предлагают свою продукцию.
Главный недостаток импортных семян — высокая стоимость, которая напрямую зависит от курса валюты.
С этого года мы зарегистрированы как семеноводческое хозяйство. Второй год работаем с фирмами по выращиванию гибридов подсолнечника. На семена выращиваем озимую пшеницу и сою.
— А парк сельскохозяйственной техники у вас больше импортного или отечественного производства?
— У нас 23 единицы самоходной сельскохозяйственной техники. Вся тяжелая техника импортная: европейская и американская. Прицепные орудия тоже иностранного производства, но есть и белорусские образцы.
С 2022 года стало сложнее и дороже обслуживать иностранную технику. Существенно выросла и стоимость обслуживания белорусской. Конечно, удорожание техники и ее обслуживание отразились на себестоимости продукции.
— В прошлом году аграрии столкнулись с тем, что в самый разгар уборки резко выросли цены на бензин и солярку. А как в этом году?
— Нас ситуация врасплох не застала. Всегда стараемся заранее закупить топливо для сельхозтехники. В этом году наблюдали небольшой рост цен на ГСМ, но он был не таким резким как в прошлом.
От Минсельхоза
— Государство делает упор на поддержку сельхозпроизводителей. Ваше предприятие пользуется мерами господдержки?
— Да, пользуемся льготным кредитованием от Министерства сельского хозяйства России. Два года назад такие кредиты выдавали под два-пять процентов. В этом — под десять. Но это в любом случае дешевле обычного банковского кредита.
Брали короткие кредиты на пополнение оборотных средств. На них покупали семенной материал, химию для обработки полей, удобрения. Долгосрочными кредитами пользовались для покупки сельскохозяйственной техники.
— Большую часть пшеницы вы отправляете на экспорт. А куда поставляете остальную продукцию?
— Подсолнечник реализуем на внутреннем рынке. Основные покупатели — это маслоперерабатывающие заводы, которых и в Краснодарском крае, и в стране много. Основная масса кукурузы уходит на экспорт.
— А что в этом году с ценами на зерно?
— Уровень цен сопоставим с ценами прошлого года за аналогичный период. Просто в 2023 году урожайность была плохой, валовый сбор — маленьким, и затраты на производство оказались высокими. В этом же сезоне урожай гораздо выше. И заработать хозяйство сможет больше.
Дела будущего
— Вы уже планируете стратегию на будущий год?
— Однозначно клин под озимые культуры составит половину наших сельхозплощадей. Будем сеять пшеницу и рапс. Остальные площади займут кукуруза, подсолнечник, соя. Сколько конкретно отведем под каждую культуру площадей, пока не решили.
— Раньше в хозяйстве выращивали горох. Почему отказались от этой культуры?
— Есть сложности в уборке. Во-первых, совпадают сроки уборки гороха и пшеницы. Если упустить момент и вовремя его не собрать, то стручки раскроются, и урожай осыпется. Во-вторых, на уборку гороха тратится много времени. Поэтому в прошлом году решили его не сеять. И на будущий год пока не планируем.
— Вы говорили, что одними из первых в Армавире и Новокубанском районе начали выращивать лен. Почему не посеяли его в этом году?
— Пока не приняли решения, будем ли сеять лен и в следующем году. Выращивали сорта, которые шли на производства масел. Часть урожая уходила на внутренний рынок, часть — на экспорт в страны Азии.
Когда только начали выращивать лен, к нам приезжали специалисты из других хозяйств Армавира и Новокубанского района. Смотрели, перенимали опыт. Им было интересно увидеть, как он растет, как его убирают. А потом в Новокубанском районе тоже стали сеять лен.
Культура эта неприхотлива в выращивании, а вот убирать ее тяжело. Наши комбайнеры лен не любят, потому что его достаточно сложно косить.
— Вы проводите техническое модернизирование?
— В этом году приобрели новый культиватор. Три недели назад он поступил к нам из Германии. Уже работает. Обрабатываем им почву, чтобы уйти от оборотов пласта земли и потери влаги. Результаты уже видны: влага сохраняется, соответственно, посевы будут лучше.
— Дефицит кадров сегодня испытывают предприятия во всех отраслях экономики. Как в вашем хозяйстве решают эту проблему?
— Предприятие столкнулось с дефицитом не только квалифицированных кадров, но и разнорабочих. Непосредственная близость промышленного Армавира негативно сказывается на желании людей трудиться в аграрном секторе.
Аграрные специальности мало востребованы в техникумах. Регулярно приглашаем их выпускников на работу. Сегодня на нашем предприятии достойная оплата труда, работники получают премии. Поэтому молодежи не стоит игнорировать аграрный сектор экономики. Отрасль эта перспективная и в плане развития, и в плане заработка.
Фото Александра Ковязина / АС