Виталий Зеленкин: «Современные школьники не ленивые»

Виталий Зеленкин: «Современные школьники не ленивые»

Но прошло время, и приоритеты сменились. Сделав упор на предметы, которые сдают на итоговых экзаменах, трудовому воспитанию стали уделять меньше внимания. Количество часов, отводимых на технологию, значительно сократили.

Сейчас значимость труда в школы пытаются вернуть. В интервью «АС» учитель труда СОШ № 9 Виталий Зеленкин рассказал, как изменилась учебная программа, что неумение вытащить гвоздь — это не лень и почему на уроках труда теперь изучают роботов.

Из школы — с профессией

— Вы прошли трудовое обучение еще в советской школе. Каким оно было?

— Я учился в Армавире в школе № 8, окончил ее в 1970-х годах. Трудовому обучению тогда выделяли от четырех до шести часов в неделю. В школе были мастерские, оснащенные промышленными станками, и свой учебно-производственный участок на Армавирском приборостроительном заводе «Армалит». Туда мы ходили с учителем труда Виктором Петровичем Зеленским.

До восьмого класса уроки труда проводили в школе. Девятиклассники и десятиклассники изучали технологические цепочки производства, осваивали токарное мастерство и собирали пульты управления на электронные весы, а девушки ходили на швейную фабрику. Оканчивая школу, они получали квалификацию «Слесарь механосборочных работ» 3-4 разряда, «Швея-мотористка».

— Но вы работали и в сельской школе. Чему учили там на уроках труда?

— Учителем в село Новосельское Новокубанского района я попал по распределению, окончив Армавирский пединститут. Там уроки труда были связаны с сельскохозяйственным производством. Мальчишки изучали автомобили, комбайны и прочие сельхозмашины, учились водить мотоцикл и трактор. Летом они работали помощниками комбайнеров, а девушки — операторами машинного доения на ферме. Когда сдавали квалификационные экзамены, получали удостоверение соответствующего образца.

В советское время красной нитью трудового обучения была связь школы и производства. Существовала взаимная заинтересованность. Выпускники могли без дополнительного обучения идти работать, а предприятия получали квалифицированные кадры.

— А какую роль в трудовом обучении играл армавирский межшкольный учебно-производственный комбинат?

— Там старшеклассников обучали специальностям: водитель категории «В» и «С», оператор вычислительных машин, повар-кондитер, бухгалтер, швея-мотористка, парикмахер, младшая медицинская сестра по уходу за больными, токарь-фрезеровщик, библиограф, секретарь-делопроизводитель, продавец.

В девятом классе ученики проходили предпрофильную подготовку в межшкольном учебно-производственном комбинате. В десятом и одиннадцатом  — профильную. По окончании обучения ребята уже получали удостоверения соответствующей квалификации.

Тогда трудовому обучению выделяли шесть учебных часов в неделю — это 204 часа в год. А после введения ЕГЭ упор сделали на предметы, по которым сдают итоговые экзамены. Урокам технологии оставили до двух часов в неделю. В год это всего 68 часов.

Добавили роботов

— Что изменилось в учебной программе с 1 сентября этого года после введения обновленного предмета «Труд (технология)»?

— Школьники продолжают изучать технологии обработки материалов и пищевых продуктов. Кроме этого введены модули обучения: «Производство и технология», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». В школу закупили ноутбуки для занятий по компьютерной графике, комплекты по робототехнике. Сейчас укомплектовываем кабинет по изучению и использованию беспилотных летательных аппаратов.

Еще есть вариативные модули, одним из которых является «Растениеводство». По программе с пятого по седьмой классы проходят два урока труда в неделю, а в восьмом и девятом классе — один.

— Возникает вопрос: а как при таких современных технологиях сохранить у школьников интерес к работе на станках?

— Одно другому не помеха. Мои ученики одинаково увлечены обработкой дерева или металла на станках и запуском летательных аппаратов. В этом они попробовали себя при открытии кабинета по изучению БПЛА в педуниверситете.

В школе ребята приобретают начальные знания о рабочих специальностях, затем в техникумах получают практические навыки и осваивают профессию. А предприятия сейчас стремятся к автоматизации производства, так что изучать современные технологии надо со школьной скамьи.

Цена и качество

— Некоторые подростки считают, что можно просто купить готовое изделие, не тратя собственные силы и время на его изготовление. Если сталкиваетесь с такой позицией учеников, то как переубеждаете их?

— Это ошибочное суждение, что современные школьники ленивы. Дело в их заинтересованности. Когда на уроке труда дети могут сделать что-либо для дома или школы, то они с удовольствием включаются в процесс.

Иногда слышу от учеников, мол, лучше пойду и куплю готовое. Тогда сравниваю стоимость готового изделия и расходных материалов, которые потребуются, если сделать самому.

Допустим, есть у вас домашний питомец, а цена клетки или вольера может достигать нескольких тысяч рублей. Привожу ребятам собственный пример, как купил материалы и сам сделал вольер для попугаев дочери. Он получился качественнее и гораздо просторнее, чем те, что продают в магазинах. Еще и сэкономить удалось. И ученики понимают, что зачастую сделать что-либо своими руками выгоднее.

— А от чего зависит сложность тем, изучаемых на уроках труда?

— Градация обучения идет по классам в соответствии с учебной программой. Если в пятом классе школьники осваивают ручные методы обработки материалов, то в шестом и седьмом — механическую обработку, азы компьютерной графики, 3D-моделирования и робототехники. А в восьмом и девятом классах они уже изучают современные технологии, что помогает в выборе профессии, ведут проектную деятельность.

— Такой предмет, как труд (технология), меняет характер, привычки школьников?

— Он помогает развить кропотливость, усидчивость и другие полезные качества. Ребята становятся технически грамотными, готовыми к решению задач сегодняшнего дня. Для того, чтобы забить гвоздь, особого мастерства не надо, а вот грамотно вытащить его, выпрямить и вновь забить — это уже навык.

Однако особенность обновленной программы уроков труда (технологии) — в отсутствии строгого деления на «мальчикам — табуретки, девочкам — фартуки». Они вместе изучают современные технологии, а учителя по труду уже отдельно проводят уроки, определенные учебным планом.

Помню, мы изучали техники обработки металла и занимались чеканкой. Ребята забрали выполненные поделки с собой, а потом классный руководитель одного из них сказала, что ученик бережно относится к вещи, которую сделал своими руками. И ребенок заинтересовался, какие предметы еще можно сделать самому. Уроки труда тем и нравятся детям, что на них они могут реализовать свои задумки.

На практике

— На уроке вы можете понять, что вот этого школьника дома не приучили к физической работе?

— Вопреки бытующему мнению, таких ребят немного. Конечно, трудолюбие зависит от семьи: полная она или нет, приучены ли сами взрослые к физическому труду.

Когда на уроках мы с детьми выходим на пришкольный участок, становится понятно, кто работал в саду или огороде, а кто — нет. Пока одни берут инструмент и начинают копать лунки или пропалывать, другие не знают, как подступиться к лопате или тяпке. Но учителя для этого и нужны, чтобы помочь им приобрести необходимые трудовые навыки и недостающий жизненный опыт. Дети быстро их осваивают, присоединяясь к товарищам.

— Вы говорили, что свои поделки ребята забирают домой. А что под вашим присмотром они сделали своими руками для школы?

— Один из таких примеров — тепличный комплекс. После посещения питомника «Декоративных культур имени Н.С. Плохова» на территории школы № 9 решили организовать опытный участок по выращиванию саженцев. По предложенному проекту мы вместе с детьми разбили 16 делянок. Ученики ухаживают за туями, можжевельником, барбарисом, лавровишней, самшитом, гортензией, снежноягодником.

Школьники помогают ремонтировать мебель: стулья, учительские столы и парты. Когда ломается замок, показываю им, как починить. Если нужно повесить проектор, делаем это вместе с учениками. А недавно мы с ребятами демонтировали стенку-перегородку, из которой подготовили материал для практических занятий по дерево-обработке.

Вернуть УПК

— В интервью «АС» заместитель руководителя по качеству завода стальных конструкций «Кубань» Александр Пилипенко сказал, что на уроках труда необходимо вернуться к советскому прошлому, чтобы изменить отношение молодежи к рабочим и техническим профессиям. А как считаете вы?

— Думаю, исходя из потребностей предприятий и экономики, актуально было бы возрождение центра профессиональной подготовки, каким был межшкольный учебно-производственный комбинат. Широкий спектр профессий, которые там осваивали школьники, закрыл бы вакансии востребованных специальностей в Армавире и регионе.

Безусловно, хорошо, что система образования идет в ногу со временем. За два с половиной года СВО ощутили пробел в области БПЛА, в робототехнике и стали добавлять дисциплины в школьную программу. Но почему-то забыли о том, что раньше ученики в рамках школьной программы изучали технику: мотоциклы, квадроциклы, автомобили, а еще — правила дорожного движения.

В моем кабинете остались модели двигателей, и мальчишки всякий раз спрашивают, когда будем их изучать. А в учебную программу такие темы не включены. Сельские дети, может, знают что-то об устройстве тракторов или комбайнов, а городские — нет.

Между тем нередко встречаю бывших учеников. Они вспоминают, как учили со мной правила дорожного движения, изучали устройство автомобиля, вождение, и говорят: «А это теперь моя профессия, зарабатываю этим на жизнь».

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях