Епископ Савва: «Давайте вместе прочувствуем радость присутствия Бога…»

Епископ Савва: «Давайте вместе прочувствуем радость присутствия Бога…»

В праздник Рождества Христова епископ Армавирский и Лабинский Савва поделился своими размышлениями о событии Боговоплощения, духовной жизни, воцерковлении и молитве.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, о празднике Рождества Христова.

— Праздник Рождества Христова  — величайшая радость для всех православных христиан, он вмещает в себя не только рождение Самого Спасителя, но и рождение вместе с Ним и в Нем обновленного человечества. Христос пришел не с миссией дать одному народу свое учение, а чтобы спасти всех людей и все народы от дьявола, способствующего распространению всякого зла в окружающем мире.

В день Рождества Христова само Небо сошло на землю и весь мир становится Небом  — жилищем и царством Сына Божия. Прежде всего Его домом становится выносившая Его в Себе Дева Мария, а затем  — с момента Рождества  — и все человечество.

Мы, православные христиане, празднуя в наших храмах Рождество Христово, прославляем вместе с Ним и в Нем всю полноту Домостроительства Боговоплощения  — спасения человечества, осуществившемся в Сыне Божием, ставшем Человеком. Когда обыкновенный человек вдруг почувствует, что Бог взял его в Свои руки, он ощутит себя одновременно сильным, смиренным и твердым в правильных поступках.

Там, где есть послушание Богу и смирение перед Ним, начинается исцеление от всяких страстей. Поэтому ощутим торжество одного из самых любимых наших праздников ликованием души, сердца и ума, дабы и нам сподобиться благодатной силы Святого Духа.

— Ваше Преосвященство, разрешите спросить Вас о собственном духовном пути. Как Вы пришли к вере?

— О вере задумался очень рано и начал задавать себе вопросы: «Зачем человек живет? Почему существует смерть?» Потому что, если есть смерть и конец человека, то жизнь, по сути, бессмысленна. Эти вопросы тревожили меня с самого детства. И так произошло, что мне попала в руки христианская литература (в те времена купить такие книги было невозможно), и после прочтения книг о Боге во мне появилась вера и мое сердце склонилось к православию. Когда мне было 15 или 16 лет, встретил хорошего священника — иеромонаха Павла, мы с ним беседовали, и я окончательно уверился в том, к чему стремилось мое сердце.

После того как Господь просветил мое сердце, начал тяготиться жизнью в миру и в 17 лет отправился в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Никто на меня особенно не влиял при принятии решения, это был осознанный выбор. С детства был, как говорится, мистически настроен, и когда слово Божие упало на благоприятную почву, решение принял с радостью. С большим облегчением увидел, что есть Господь, есть другая — духовная жизнь, все встало на свои места, и мои вопросы сразу получили фактические ответы.

На этом моя прежняя жизнь закончилась. Как-то без раздумий принял решение уходить из мира. Думаю, это была особая благодать и милость Божия, что меня в одно мгновение перенесла из одного места в другое Божия сила.

В 1992 году был зачислен в Московскую духовную семинарию. Долго учился: сначала окончил семинарию, потом духовную академию. Уже оканчивая академию, написал прошение в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и стал в 1998 году послушником в обители преподобного Сергия. Потом по благословению отца Кирилла (Павлова) принял монашеский постриг на последнем, четвертом курсе Московской духовной академии. Буквально через месяц меня рукоположили в иеродиаконы. Я защитил кандидатскую диссертацию по богословию и всю последующую жизнь находился в стенах Лавры.

— Поделитесь, пожалуйста, опытом с теми, кто ищет Бога, но никак не может по какой-то причине прийти к вере.

— Для того чтобы прийти ко Христу, ищущий человек должен найти в своей душе предрасположенность к добру. Трудно прийти к Богу, если в вашей душе царствуют только страсти, а некоторые люди часто откровенно об этом заявляют: «Я бы пришел в Церковь, но не могу изменить свою жизнь, поэтому лучше буду жить со своими страстями».

Прийти к Богу — означает, что нужно начать бороться со своими страстями, в чем-то себя ограничивать, а для этого в душе человека должно появиться стремление к изменениям. Действие благодати, которая открывает любовь к Богу, есть внутреннее состояние счастья, радости присутствия Бога. И человек с таким настроением начинает воспринимать все открытым
сердцем.

Чтобы сделать первый шаг к Богу, надо в первую очередь постараться стать честным с самим собой, иметь желание познать истину, не погрязать в суете, стремиться искать идеал. Потому что люди иногда и шагу не могут сделать от бытовой суеты, эгоизма, жалости к себе, пристрастия исключительно к плотскому образу жизни… А как мы знаем из Нового Завета: «…живущие по плоти (без Бога), о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.» (Рим. 8:5). Поэтому нужно заставить себя подняться выше простых физиологических потребностей и поставить перед самим собой вопрос: «Зачем я живу?»

— Дайте, пожалуйста, духовный совет людям, которые уже посещают церковь.

— Для тех людей, которые уже в Церкви, хочется сказать: ни в коем случае не ослабевайте в духовной жизни, поддерживайте в себе ревность о Боге, ревностно относитесь к своему служению, каким бы оно ни было, к своему послушанию, даже если оно определено бытовой жизнью. Старайтесь делать все это максимально честно, даже если это ваша каждодневная работа.

Жизнь с Богом — это наука из наук. Духовная жизнь сложная, и, как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «главное в духовной жизни — вера в Промысел Божий и рассуждение с советом». Глубокая вера в Промысел Божий помогает христианину, какие бы преграды не возникали на его пути, все преодолевать с Божией помощью. Если вы понимаете, что вера ваша слаба, ищите пример высокодуховного человека, стремитесь познавать Истину.

Чаще задавайте себе вопрос: «Для чего я живу?» Сердце человека никогда не удовлетворится повседневной жизнью. Что бы ни делали, куда бы ни ходили, куда бы ни стремились на этой земле, мы никогда не успокоимся. Не может человеческое сердце насытиться благами этого мира. Как говорят святые отцы, сердце человека успокаивается только в Боге. Только Он может насытить и наполнить бездну в нашей душе. Бог наш Творец, и Он прекрасно знает, что нужно нашей душе  — ищите Бога.

— Владыка, как жить современному человеку, имеющему как никогда много благ цивилизации?

— Научно-технический прогресс, который вошел в нашу жизнь, став ее частью, сильно обольщает души людей иллюзией того, что может удовлетворить все потребности, что достижения прогресса исцелят все наши внутренние болезни, утолят скорби, что с помощью его достижений можно исполнять любые желания искусственным путем. Это большой самообман.

Мы не знаем в подробностях, как проходила жизнь человечества до Всемирного Потопа, но возможно предположить, что цивилизация достигла такого развития, что люди, по слову Священного Писания, буквально стали плотью, пренебрегая Богом (Быт. 6:3), настолько погрузились в то, что они сотворили своими руками, что Господь решил, что у них нет будущего. Для будущего он сохранил Ноя, и от него пошло новое человечество.

У нас сейчас такая ситуация, что даже воцерковленные христиане сильно погружаются во все это волей или не волей, поскольку мы живем в этом мире, и нам никуда не сбежать от благ цивилизации. Но не будем забывать, что единственное спасение и путь — это живая вера в Бога и сильная молитва. Молитва  — это беседа и единение человека с Богом. Если мы не будем веровать и молиться, то нас может действительно ожидать духовная и физическая катастрофа.

Современный человек горд, он не может покориться духовному авторитету, который поможет совершать ему путь духовной жизни. Но путь этот тернистый, на нем много врагов, которые могут сбить с пути и погубить душу. Святые отцы, по своему смирению, до конца жизни жили по послушанию и всегда имели желание учиться.

Есть примеры в житиях, например, Антония Великого, когда он, достигнув высоких духовных вершин, услышал голос, говоривший ему, что в Александрии живет простой башмачник, в духовную меру которого Антоний еще не пришел. Святой Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника, и тот сказал: «Я…, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в царствие Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всей искренностью сердечной повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать».

Если вдруг начинает казаться, что я уже все знаю, все умею, столько прочитал книг и святых отцов  — это начало падения, духовная прелесть. Всегда ищите человека, одного, кого вы хотели бы выбрать, которому можете довериться, и спрашивайте его, проверяйте себя, на правильном ли вы пути. Дьявол очень коварен, и он сбивал подвижников с самых высоких ступеней, поэтому не будем впадать в самообман всезнайства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что нужно заниматься чтением святых отцов, Евангелия и иметь брата, с которым ты можешь посоветоваться. Поскольку одно дело читать, а другое — приходить вместе с духовно опытным лицом к какому-то результату в жизни.

— Посоветуйте, как молиться современному человеку? Какое у Вас молитвенное правило?

— В начальный период своего воцерковления человек имеет большую ревность к Богу и набирает себе большое молитвенное правило, но постепенно начинает его уменьшать, оставит одно, второе, третье… И в конце концов остается вообще без ничего. Люди с большим духовным опытом всегда советуют, что не нужно горячиться, набирать на себя много. Возьми меньше, но то, что можешь понести.

Посоветуйтесь с опытным священником, не считайте себя всезнающими, а если у вас есть духовник, то в наше время  — это просто чудо.

Когда начал воцерковляться, то по благословению старцев получил определенное молитвенное правило. Несмотря на занятость, какие бы ни нес послушания, всегда стараюсь исполнять это правило, не оставляя его.

Фото пресс-службы Армавирской епархии

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях