Метка собственности или родовой герб? В Армавире скот клеймили таврами с тамгой

Метка собственности или родовой герб? В Армавире скот клеймили таврами с тамгой

Как часто старинные предметы расширяют наши знания об истории родного города, о быте тех, кто жил в нем более ста лет назад. Стоит только включить здоровое любопытство.

Так произошло во время посещения Армавирского краеведческого музея. Здесь для проекта «АС» «Из закрытых фондов» нам показали тавро из запасников.

Обозначить свое

В фонде музея хранится несколько тавр, которыми пользовались скотоводы. То, что увидела команда «АС», напоминает тамгу — родовой фамильный знак. Это предположение подтвердил заведующий отделом археологии и палеонтологии Александр Лопатин.

— У народов Северного Кавказа, в том числе проживающих в Армавире, штампом для таврения домашнего скота становилась тамга, — поясняет историк.

Еще в начале XX века тамги играли весомую роль в быту северокавказских народов. Как рассказал Александр Лопатин, ими помечали личные вещи и пограничные столбы территорий, высекали на могильных плитах, наносили на фамильные гербы, а еще — на скот. Для последнего использовали тавро.

— Это своего рода печать для клеймения животных, — говорит Александр Лопатин. — Фамильное клеймо ставили, чтобы предотвратить кражу скота или облегчить его поиски. Также скотоводы после таврения животных могли отличить свое стадо от стада, принадлежащего другому хозяину.

Тавро, которое показал Александр Лопатин, в том числе и держак, полностью сделано из железа, поржавевшего от времени. Длина рукояти — около метра. Ближе к тавру она разделяется на три железных прута: два соединены с П-образным основанием, а один — с верхней частью фамильного знака, которая напоминает русскую букву «Т».

— Им клеймили крупный рогатый скот, а также могли тавровать лошадей. Тавро относится к концу XIX-началу XX века, — рассказывает Александр Лопатин.

По объявлениям

В дореволюционном Армавире скотоводы тоже клеймили животных.

— Владельцы крупных хозяйств, а такие были и среди армавирских черкесогаев, обязательно имели свою тамгу, — добавляет Александр Лопатин.

Армавирский историк Сергей Ктиторов отмечает, что клеймили не только большие стада. Если хозяин немногочисленного стада боялся кражи или того, что скот потеряется после отправки на летнее пастбище, то тавровал его.

— В газете «Кубанские областные ведомости» даже печатали списки приблудившегося скота. Указывали приметы животных, а в числе особых — тамгу. Ее описывали и указывали, на какой части тела она выжжена, — поясняет Сергей Ктиторов.

Тавро изготавливали местные кузнецы. В книге «История Армавира (досоветский период)» Сергея Ктиторова можно увидеть карту селения Армавир 1913 года — за год до получения статуса города. На ней изображены несколько частных кузниц, расположенных на участке, арендованном у Сельского общества. Под номером 61 они отмечены черными цифрами на улице Железнодорожной. Вполне вероятно, у кого-то из этих кузнецов могли заказывать тавра местные скотоводы.

В счастливый день

В книге «Кавказские тамги» советский этнограф-кавказовед Леонид Лавров отметил, что стада обычно таврили перед отправкой на летние пастбища. И вот как это происходило: «Для таврения в каждом хозяйстве выбирали день, по приметам счастливый для этого дома. С утра в день таврения стада загоняли на широкий двор и размещали по отдельным базам (годовики крупного и мелкого скота). Годовые жеребята оставались на дворе. Предварительно разводили костер, и в огонь клали тавро. Табунщик арканом ловил стригунов. Горячий конек падает. Хозяин подходит с раскаленным тавром и прижигает ему эту печать на правой или на левой ляжке, у коровы и бычка — на лопатках, у барана — на щеке.

Так как одним тавром пользовались иногда несколько однородных фамилий, то во избежание путаницы делали добавления: для лошади — подтаврок (маленькое неполное тавро, которое выжигали на правой или на левой стороне шеи), для овцы — нарез на ухе… Через 2-3 недели обжиг заживал. По окончании таврения начинается настоящий пир…»

Кто владелец?

Какому роду принадлежит тавро, хранящееся в фондах армавирского музея, не известно.

— Его передали в музей в 1950-1960-е годы. И по какой-то причине тогда сотрудники не записали подробности. Даже неизвестно, кто передал экспонат, — объясняет заведующий отделом археологии и палеонтологии Александр Лопатин.

Но похожую тамгу можно увидеть в книге «Кавказские тамги» Леонида Лаврова: на странице 116 под номером 783. Правда, в таблице знак повернут в другую сторону.

— На фотографии изгиб музейной тамги находится с левой стороны, а в книге — с правой. Этому есть простое объяснение, — говорит историк Сергей Ктиторов. — Когда тавро отпечатывали на животном, изображение получалось отзеркаленным. И выглядело оно именно, как в таблице.

Ссылаясь на мнение советского абхазского историка Шалвы Инал-Ипа, Лавров пишет, что простой круг и фигура в виде русской буквы «П», над которой помещен знак, похожий на букву «Т», — это древнейшие абхазские тамги.

Адыгский историк Хасан Яхтанигов тоже изучал тамги народов Северного Кавказа. В составленных им таблицах можно найти такой знак. Но если Лавров относит эту тамгу к абхазским фамилиям, то Яхтанигов — к кабардинским, а именно к роду Жамбахова.

Исследовали считают, что тамги народов Кавказа — вариации примерно одних и тех же исходных фигур: круга, дуги, подобия буквы «П» и так далее.

— Тамгой, как правило, становились простые символы. Их начертание у представителей разных народов нередко совпадало, — поясняет Сергей Ктиторов. — Так что тавро, хранящееся в музее, вполне могло принадлежать семье, которая проживала в Армавире или его окрестностях.

Тамга на домах

Заведующий отделом архео­логии и палеонтологии краеведческого музея Александр Лопатин отметил, что в конце XIX-начале XX века армавирцы стали наносить тамгу на фасады своих домов.

Сергей Ктиторов относит эту традицию к своеобразной армавирской триаде. Но в данном случае тамга являлась не просто знаком собственности, а культурным маркером — она играла роль родового герба. Сейчас ее можно увидеть, например, на здании АЛСИ на улице Кирова. Там нанесена тамга рода
Аладжевых.

Штамп для таврения домашнего скота был простым предметом повседневного быта. Издревле их ковали из железа, а в семьях передавали от отца к сыну. И местные кузнецы старались сделать эти широко распространенные изделия по-своему уникальными.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях