С главным конструктором завода стальных конструкций «Кубань» Ильей Гуржи планировали поговорить о его профессии, а обсуждали, какую роль играет труд в жизни человека, и узнали, кто создал поезд-призрак.
В интервью «АС» он рассказал, почему нужно рано начинать работать, как удается заинтересовать школьников инженерными профессиями и что хочет увидеть в проходящих мимо железнодорожных составах.
На практике
— Вы устроились на работу после школы, в 17 лет. Сразу нашли дело по душе?
— Даже в советское время без образования невозможно было устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу. Я пошел трудиться обычным монтажником в строительную компанию. Естественно, никаких профессиональных навыков у меня не было. Учился всему у старших товарищей по мере возникновения вопросов и проблем.
— А почему пошли работать, а не учиться дальше?
— Мне оставалось три месяца до службы в армии. И я не понимал, кем хочу быть. Родители дали мне время на самоопределение, но отец настоял: не слоняться без дела, идти работать.
Благодаря этому я рано узнал, что такое взрослая жизнь, и определился с жизненными ориентирами. А главное — понял, каково это самому зарабатывать деньги. Тот опыт сформировал мой внутренний стержень, научил ответственности, трудолюбию. За три месяца я повзрослел.
— То есть лучше определяться с профессией на практике?
— Конечно. В начале любой карьеры всегда трудно. Особенно мальчишке, который только сидел за школьной партой и вдруг оказался во взрослой жизни. Начальство относилось ко мне с пониманием, давало работу полегче.
Я на прокатном стане под самой крышей монтировал с коллегами различные трубопроводы. Часто работали под кровлей, что щекотало нервы. Высоты побаивался, но нужно было отрабатывать зарплату.
Через три месяца понял: работа в строительно-монтажном управлении не для меня.
Нашел место
— И долго искали свою работу?
— После дембеля пошел токарем-расточником на завод тяжелого машиностроения. Профессионального образования на тот момент у меня не было. Но именно там я определился с профессией.
Работа оказалась разнообразной и интересной. Мне нужно было управлять станком высотой с двухэтажный дом. И я справлялся! Мог в трех плоскостях обрабатывать детали. На станке выполнял все виды работ, в том числе и токарные: расточку отверстий, фрезеровку, нарезание резьбы, сверловку и остальные виды механической обработки.
— Кто помогал парню без опыта работы осваивать токарное мастерство?
— На заводе была создана своя обучающая база. Учебная аудитория находилась прямо в цехе. Нам, молодым ребятам, давали знания и навыки, которых было достаточно для профессионального роста.
Меня закрепили за опытным станочником. Когда наставник понял, что я достиг определенного уровня мастерства, мне доверили самому работать на станке.
И сегодня ЗСК «Кубань» в сфере подготовки промышленных кадров сотрудничает с техникумами и университетами. Это правильно, поскольку позволяет молодым людям на практике закрепить теоретические знания.
— Сейчас немало начинающих специалистов, если в профессии сразу не получается, уходят. Мол, зачем тратить время на работу, которая тебе не под силу и не по душе. Чего они не понимают?
— Первое время я, как все начинающие специалисты, допускал ошибки. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Человек учится на своих ошибках. По мере освоения профессии начинаешь понимать, как сократить недочеты до минимума. Поначалу я совершал самую распространенную ошибку токарей — излом метчика при нарезании резьбы. Ломал сверла. Однако через год поднаторел и перестал выдавать дефекты. Появилась уверенность в собственных силах.
Но, достигнув одного уровня, не стоял на месте. Вот кажется, что токарь работает по шаблону. Куда там! Приходилось постоянно совершенствоваться.
На моем заводе изготавливали большую номенклатуру: роторные экскаваторы, оборудование для металлургических предприятий, краны, железнодорожные цистерны, полувагоны, военную технику и многое другое. Под каждую деталь приходилось перенастраивать станок, продумывать новую схему обработки. И это профессионально развивало.
Уникальный вагон
— А когда решили получить высшее образование?
— Через три года работы на заводе пришло понимание, что пора профессионально расти дальше. Мне тогда исполнилось 23 года.
Работа токарем полностью устраивала, но хотелось большего. Важную роль в моем профессиональном становлении сыграли два человека.
Первый — мой отец Владимир Гуржи. Он участвовал в создании железнодорожного комплекса, который курсировал по железнодорожной сети СССР. Поезд-призрак мог нанести удар по нашему потенциальному противнику. За участие в создании этой боевой машины отец получил государственные награды СССР. Его уровень профессионализма считаю для себя недосягаемым. Но всегда равняюсь на него.
Примером для меня стал и мой непосредственный руководитель Валерий Бубнов. Он прошел трудовой путь от инженера до директора и главного конструктора. Фактически воспитал плеяду конструкторов и инженеров, которые сегодня успешно работают по всей России.
— Сколько лет вы работаете конструктором?
— С 1991 года работаю в машиностроительной отрасли. В 2015 году переехал в Армавир и устроился на Армавирский машиностроительный завод. О выборе профессии ни разу не пожалел. Приятно осознавать, что плод моего труда существует и к нему можно подойти, потрогать. Иногда ловлю себя на мысли, что когда вижу проезжающие мимо поезда, ищу глазами свои вагоны.
А другие мне интересны как источник информации: в чем их преимущества, как это использовать в своей работе. Каждый конструктор хочет создать уникальный и самый востребованный вагон.
— Сколько у вас было завершенных проектов?
— Десять. Но особую гордость вызывает крытый вагон с уникальными характеристиками, который сегодня выпускают на ЗСК «Кубань». Его техническая служба завода разработала под руководством главного инженера Дениса Комелева. У него высокая грузоподъемность для такого класса вагонов — 69 тонн, и в стране аналогов ему нет.
Во время технической экспертизы заметил, что эксперты назначили слишком много испытаний. Потом представители РЖД поделились, что у них были сомнения по поводу нашего вагона. Мол, слишком много мы заявили уникальных особенностей. Но вагон прошел все испытания. Завод получил сертификат и запустил его в серийное производство. И сегодня наш вагон — один из самых востребованных в стране!
Молодое поколение
— На рынке труда существует дефицит конструкторов?
— К сожалению, конструкторов немного. Сейчас мало молодежи, которая получает соответствующее образование. ЗСК «Кубань», сотрудничая с учебными заведениями, готов помогать студентам осваивать азы профессии. У меня в отделе есть молодой человек, который и работает, и учится. Стараюсь быть хорошим наставником, делюсь своим опытом, передавая знания и навыки.
Мне кажется, что молодежь сейчас не тянется к точным наукам. Вроде бы и зарплаты на промышленных предприятиях достойные, а молодых специалистов мало. Люди отвыкли от технической работы.
Я часто провожу экскурсии для студентов и школьников. Если первые приходят к нам уже с четким пониманием того, с какой сферой деятельности хотят связать жизнь, то школьники зачастую не определились с будущей профессией. И когда спрашиваю: «Кто пойдет в конструкторы?», леса рук нет.
Тогда, чтобы заинтересовать ребят, показываю, как мы трудимся. Работа инженера сегодня гораздо увлекательнее, чем раньше. Вместо чертежей на бумаге мы делаем 3D-модели на компьютере, где каждую деталь можно покрутить, разрезать, разобрать, собрать… Вот когда школьники это видят, у них загораются глаза.
Сегодня на разработку одного вагона уходит три месяца.
— Современная молодежь хочет всего и сразу: высокую зарплату и без опыта работы…
— Ну, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Современная молодежь куда лучше, чем была в мое время. Ребята дерзкие, более целеустремленные, любопытные, практичные. Надо направлять их стремления и энергию в созидательное русло.
Если молодые люди хотят попробовать себя в машиностроении, мы всегда рады принять их. Работа в нашей отрасли куда интереснее, чем кажется на первый взгляд.
О рабочих людях, инженерах должны чаще говорить в СМИ, чтобы подрастающее поколение понимало, чем они живут, ставило их себе в пример. Нужно, чтобы работать на заводах стало престижно и модно. Тогда промышленность России выйдет на новый уровень и станет одной из ведущих в мире.
Фото Александра Ковязина / АС