Вчера, 24 мая, прозвенел последний звонок для учеников девятых и одиннадцатых классов. Впереди — экзамены и поступление в вузы, техникумы, колледжи.
О том, как сейчас выстраивают профориентационную работу с выпускниками, поговорили с директором школы № 24 Натальей Булатовой. В интервью «АС» она рассказала, почему девятиклассники все чаще выбирают среднее профессиональное образование, когда выпускники станут больше интересоваться рабочими специальностями и каких практик советского прошлого не хватает.
Четыре группы
— В этом году в вашей школе учились 1 176 ребят. А какое количество у вас выпускников в девятых и одиннадцатых классах?
— В 2024-2025 учебном году девятый класс оканчивают 127 школьников. Аттестат о среднем общем образовании получит 51 выпускник.
— Сколько из них нацелены на высшее образование?
— Одиннадцатиклассники — все. Потому что дети, намеренные получить среднее профессиональное образование, уходят после девятого класса. Остальное зависит от результатов ЕГЭ. Иногда не хватает баллов, чтобы поступить на выбранную специальность в университет, и выпускники, чтобы не терять год, подают документы в техникумы и колледжи. Затем могут пересдать ЕГЭ и вновь попробовать поступить в вуз.
— Такое случалось?
— В прошлом году трое наших ребят по разным причинам не поступили в университеты и подали документы в техникумы.
— Какие профессии популярны у одиннадцатиклассников?
— Выпускаем два одиннадцатых класса, которые разделились на инженерно-математическую, медико-биологическую, психолого-педагогическую и социально-экономическую группы. По статистике все выпускники химико-биологических классов — обычно их до десяти человек — поступают в медицинские вузы или технологические, связанные с химией. Инженерно-математические классы выбирают порядка 15 выпускников, а гуманитарные профили — все остальные. И два выпускника пойдут в военные училища.
Престиж СПО
— А сколько девятиклассников продолжат обучение в школе?
— Из 127 человек в десятом классе останутся 45-48 ребят. В Армавире, да и в целом по стране, статистика примерно одинакова: 40% девятиклассников продолжают учебу в школе, а 60% — уходят в техникумы.
— Это дети, которые изначально нацелены на среднее профессиональное образование, или те, кто не потянет программу 10-11 классов?
— Все чаще в техникумы уходят ребята уже мотивированные на освоение профессии. Они бы хорошо сдали ЕГЭ, и учителя хотели бы видеть их в десятом классе. Но дети говорят: «Хочу быстрее получить специальность, а потом — высшее образование». Они раньше освоят профессию и начнут зарабатывать, наберутся опыта — это тоже неплохая мотивация.
Недавно слышала, ребята обсуждали специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях», которую преподают в Армавирском техникуме технологии и сервиса. Поступают на дизайнеров и строителей в АИСТ, подают документы в юридический, аграрно-технологический техникумы.
Сейчас дети видят больше возможностей развития через среднее профессиональное образование.
— Тяжело сломить моду на, условно говоря, юристов и экономистов, которая взрастила не одно поколение выпускников?
— Переломить ее действительно непросто. Однако детей стали ориентировать на «полезные» профессии — те, где нужно работать руками. Требуется еще несколько лет, чтобы был виден результат этой агитации, ведь нужно изменить мышление целого поколения школьников.
Профориентационная работа начинается с начальных классов. В рамках внеурочной дея-тельности организовываем занятия, на которых говорим о разных профессиях, приглашаем родителей учеников рассказать о своей работе.
Испытать на себе
— Опираясь на 30-летний педагогический опыт, как считаете, когда нужно проводить профориентационную работу с детьми?
— Она начинается еще в детском саду, где дети играют в продавцов, врачей, учителей. Во-первых, такие игры расширяют кругозор ребенка, во-вторых, он начинает осознавать и понимать многообразие профессий вокруг.
В этом плане хорош опыт восточных стран. Взять, к примеру, Китай. Там с раннего возраста определяют склонность детей к видам профессиональной деятельности и воспитывают их в этом направлении. И, взрослея, ребенок осознанно выбирает специальность, понимая, что ему нравится и в чем он силен.
А детям старшего возраста нужна возможность попробовать себя в разных профессиях. В советское время организовывали производственные практики, когда школьники выполняли посильную работу на заводах, трудились в совхозах и колхозах.
Сейчас в школах вновь появилось трудовое воспитание. И пускай это не квалифицированный труд, но дети убирают за собой кабинеты, выходят на субботники и санитарные пятницы. Родители хорошо относятся к такой инициативе, понимая, что нужно перестать воспитывать потребителей.
— А какую роль в выборе профессии играют предприятия?
— Они помогают увидеть профессии не через экраны — в фильмах, а в реальности. Мы регулярно организовываем для детей экскурсии на городские предприятия. Были на бронетанковом заводе, предприятиях «Горница» и «Метрополис», швейном производстве. Школьники посмотрели, как производят светодиодную продукцию. А недавно родители организовали им поездку на Кореновский молочно-консервный комбинат.
На этих экскурсиях сотрудники предприятий рассказывают о своих специальностях, как организован рабочий процесс, показывают готовую продукцию.
— В этом учебном году в школе № 24 появился класс Росгвардии, и военнослужащие регулярно проводят занятия с детьми. Это тоже профориентационная работа?
— Конечно. Особенно дружим с 15-м отдельным Отрядом спецназначения «Вятич». Военнослужащие занимаются с ребятами тактической, огневой подготовкой. Приходят в школу и рассказывают об особенностях службы. Надеюсь, что результатом тесного сотрудничества станет еще большее количество выпускников, выбравших военные вузы.
— В школе увеличивают количество классов с углубленным изучением предметов. Для чего?
— Чтобы выполнить поручение Президента России по обеспечению технологического суверенитета страны, в этом учебном году мы сформировали пятый класс с углубленным изучением физики и информатики. К седьмому классу — именно тогда в программу вводят эти предметы — его ученики будут более нацелены на дальнейшее, в том числе профессиональное изучение точных наук.
Практики прошлого
— И все-таки какую роль в выборе профессии играет школа?
— Не могу сказать, что процент влияния учебного заведения превалирует над личными интересами детей или советами родителей. Сейчас в профориентационной работе задача педагогов — показать спектр специальностей и рекомендовать направленность. Например, коммуникабельному ученику можем посоветовать профессию из категории «человек — человек». А ребенку, увлеченному уходом за растениями и животными, — «человек — природа».
В этом помогают педагоги-психологи. Они есть в каждой школе, но поскольку на каждого приходится большое количество школьников, им не всегда хватает времени на более точечную работу с детьми. Психологи проводят с ними, преимущественно с восьми- и девятиклассниками, специальные тестирования, беседы.
Если ребенок идет в десятый класс, то на комиссии рассматриваем, как он учился и с каким результатом сдал экзамены. Анализируем это. А потом в беседах с родителями указываем на сильные стороны детей.
Бывает, мнения расходятся. Например, семья хотела, чтобы ребенок поступал на физмат, а мы видели: он творческая личность. Иногда родителей удается переубедить, и позже они нас благодарят за то, что направили ребенка именно в нужное русло. Такие выпускники в дальнейшей учебе получают удовольствие. А некоторые так и остаются при своем мнении.
— Что бы вы добавили в уже существующую профориентационную работу со школьниками?
— Не хватает той же производственной практики. Понятно, что детей не поставят к станкам. Но можно изнутри показывать специфику работы, давать легкие поручения — что-то принести или подержать. Такое погружение в профессию сыграло бы в пользу выбора рабочих специальностей.
Хороший опыт советского прошлого — учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники осваивали различные профессии. Да, сейчас для десяти- и одиннадцатиклассников, нацеленных на высшее образование, это будет неактуально. Но есть ученики 8-9 классов. Многие из них целенаправленно осваивали бы специальности в УПК, чтобы поступать в техникумы и колледжи с определенной базой знаний и навыков. Они могли бы устраиваться по специальности на работу и, зарабатывая, параллельно учиться. Это тоже помогло популяризировать рабочие профессии.
Чтобы дети почувствовали вкус к работе руками, необходимо давать возможность ими поработать.
Фото Снежаны Годлевской / АС