Виктория Дрогунова: «Учитель должен быть лидером»

Виктория Дрогунова: «Учитель должен быть лидером»

В школе Виктория Дрогунова работает с 2011 года. В гимназию № 1 пришла библиотекарем, совмещая работу с учебой на филфаке. Но судьба распорядилась так, что сегодня она — учитель начальных классов. Неравнодушный, включенный в жизнь своих маленьких учеников, который учит их не только читать и писать, но и различать, что такое хорошо и что такое плохо.

Любовь с первого класса

— У вас нестандартный путь в профессию. Вы в детстве не хотели быть учителем?

— Я планировала стать журналистом, даже проходила отбор на местное телевидение. Но была приболевшая и охрипшая, и мой голос не понравился редактору, хотя слог и грамотность он оценил. Так что простуда решила мою судьбу. А на последнем курсе университета устроилась работать библиотекарем в гимназию № 1. На тот момент свободных вакансий учителя русского языка в учебном заведении не было.

А потом заболела учительница начальных классов, и меня попросили на полгода подменить ее. Я пошла работать в первый класс и… влюбилась в маленьких детей. Осталась в профессии. Только пришлось переучиваться на учителя начальных классов.

— В чем, по-вашему, миссия учителя начальной школы? Научить читать и писать?

— Перед первым учителем ребят стоят стратегические задачи. В первый класс дети приходят как чистый лист. И педагог для них как вторая мама, которая объясняет азы жизни: что такое хорошо, что такое плохо, как отзывается совесть. Ты учишь их нести ответственность за свои поступки. Через сказки, через обсуждения учитель показывает, как социализироваться и ориентироваться в жизни.

— Нынешние первоклашки уже умеют пользоваться смартфоном. А могут ли они ориентироваться в жизни?

— Учить детей становится объективно сложнее. Они обладают клиповым мышлением — концентрируются на кратких и фрагментарных сведениях. Их постоянно надо заинтересовывать, вовлекать. Сейчас учебную программу подстраивают под них, но детям все равно сложно ее освоить.

Мои первые ученики тоже зависали в смартфонах, но не настолько много. На переменах они играли в подвижные игры, общались друг с другом. Сейчас за пределами гимназии ребята могут проводить время вместе, но каждый в своем телефоне.

Очень часто дети не знают, чем занять себя на перемене, поскольку телефонами в учебном заведении по уставу гимназии нельзя пользоваться. На прошлой неделе, чтобы разнообразить их деятельность, учила на перемене своих четвероклассников игре «Летели лебеди». Кстати, помните такую игру? А вот сейчас ученики начальных классов о ней даже не знают. Классические уличные игры не только физически развивают ребенка, но и объединяют детский коллектив.

Еще заметила, что у нынешних первоклашек хуже развита моторика рук, чем у их предшественников. Некоторые ребята с трудом мастерят поделки на уроках труда, правда, со временем втягиваются.

Учитель в авторитете

— В чем самая большая трудность в обучении маленьких детей?

— В начальной школе ребята активно пытаются занять место в коллективе. Идет борьба за лидерство. Первоклашки не хотят уступать друг другу, поэтому в классе могут возникать конфликты. Приходится формировать из них команду, где каждый уважает другого.

Трудности возникают с детьми, которые не ходили в детский сад. Они менее социализированы, им тяжело даются первые месяцы в школе. И учитель должен помочь им влиться в коллектив. Когда вижу, что мальчик на перемене сидит один, подхожу и спрашиваю, в чем дело, а потом подвожу его к одноклассникам и прошу принять в игру.

Но самое большое испытание для учителя в первом классе — первые уроки физкультуры. Большая часть детей не умеет завязывать шнурки. И приходится учить этому навыку многих ребят.

Маленьким важно менять вид деятельности. Они не могут долго сидеть на месте. Поэтому на уроке 10 минут пишем, встаем, делаем физминутку, хлопаем, топаем. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» — это не просто рифмовка, а необходимость. Потом — гимнастика для глаз. Без этого они «перегреются» и перестанут воспринимать информацию.

— Что вам далось сложнее всего, когда начинали работать учителем?

— Организовать малышей и стать для них авторитетом. Учитель обязан быть лидером в своем классе, по-другому никак. Дети легко считывают характер педагога и если нащупают слабину, то пользуются ею.

Когда замещала коллегу у первоклашек, организовала кукольный театр. Ребята приносили из дома игрушки, я вешала простыню, и мы играли. Естественно, дети были в восторге и потянулись ко мне.

— Сейчас любят декларировать индивидуальный подход к каждому ученику. А это реально, когда в классе много детей?

— Очень сложно. Учитель рассматривает ребенка с двух сторон: как ученика и как человека. В первом случае он учитывает его обучаемость. Например, ребенку плохо дается правило по математике, и ты пытаешься разобраться, почему. Возможно, это связано с непониманием предыдущей темы или потому, что он отвлекается на уроках.

А когда рассматриваешь ученика как человека, то учитываешь его личностные особенности. Одни дети активные, другие — уравновешенные, третьи замкнуты в себе. С первыми достаточно просто пошутить, вторых нужно подбодрить, а третьих — приласкать. Но при этом педагог обязан переключаться. На уроке он— учитель, а на перемене — вторая мама. Иначе в коллективе не будет дисциплины.

Когда плачут дети

— Как вы вовлекаете маленьких детей в процесс обучения?

— Как уже сказала, современные дети обладают клиповым мышлением, а оно предполагает, что ученики должны видеть картинку. Несколько лет назад я выступила инициатором создания в Армавире школьного виртуального музея. Во всех школах города мы собираем семейные реликвии, фотографируем их и публикуем на сайте. Эти изображения использую на уроках. Например, проходим литературное произведение, в котором упоминается рушник. Дети, естественно, понятия не имеют, что это такое. А в школьном музее он есть. Вот его показываю ученикам, рассказываю, для чего использовали, как наши прабабушки вышивали рушники. Естественно, ребята хорошо запоминают таким наглядным образом поданную информацию.

— Какие предметы больше всего любят ученики начальной школы?

— Если вы спросите ребенка, то он ответит: физкультура или труд. Но по моим наблюдениям, дети очень внимательны и эмоциональны на уроке литературы. Особенно, когда читаем сказки или рассказы, задевающие детские души. Ребята очень сострадают мышонку из рассказа «Мышонок Пик» Виталия Бианки.

Их волнуют разговоры о войне. Когда рассказывала о блокадном хлебе и читала дневник Тани Савичевой, то на последней фразе «Осталась Таня одна» расплакался весь класс, даже мальчики.

— Какую роль в образовательном процессе, по мнению учителя, должны играть родители?

— Чтобы воспитать хорошего, доброго человека, родители и учитель должны слышать друг друга и работать в тандеме. Но мне везет с родителями.

В начальных классах есть урок — основы религиозных культур и светской этики. Родители-мусульмане, когда услышали о введении предмета в школьную программу, заявили об отказе его посещения их детьми. Стала объяснять, что задача новой дисциплины — воспитать светского человека, который, например, поехав в Китай, будет знать о культуре и религиозных обычаях местного населения.

На основах религиозных культур и светской этики одному ряду даю задание найти интересные факты о христианстве, второму — о мусульманстве, а третьему — о буддизме. И родители, видя, что дети действительно культурно развиваются, перестали выражать недовольство.

Наставник и координатор

— Три года вы являетесь советником директора школы по воспитанию. В чем задача этого специалиста?

— Мой функционал — курирование классных руководителей, методическое объединение, организация воспитательных мероприятий. Вот 1 октября отмечали Международный день музыки и День пожилого человека. Я должна была направить действия коллектива: начальная школа рисует открытки, пятые классы посещают ветеранов и так далее.

— Дети с энтузиазмом включаются в такие общешкольные активности?

— По-разному. Это зависит от их возраста и подачи информации. Когда мы организовываем, например, «фотоохоту» — расклеиваем по школе QR-коды, которые они должны найти, отсканировать и ответить на появившиеся вопросы, это проходит на ура. Старшеклассникам, конечно, часто не до инициатив — экзамены. А вот ученики начальных и средних классов откликаются с большим интересом. Важно к каждому возрасту подобрать свой ключик. Для малышей — это игры, для подростков — проекты, для старшеклассников — более серьезные активности, связанные с профориентацией или волонтерством.

— Что для вас, учителя, является самой большой наградой за работу?

— Любовь детей и родителей. И та связь, которая не теряется годами. Согласитесь, дорогого стоит, когда тебя уже после выпуска зовут на самые важные семейные события. Ученица из моего первого выпуска написала, что ей сделали предложение руки и сердца.

К сожалению, учитель разделяет с семьями своих учеников не только радость, но и горе, когда случаются несчастья, умирают близкие люди. Это больно, но это жизнь. Когда ты на долгие годы становишься частью жизни своих учеников, и есть главная награда, которая не измеряется грамотами или зарплатой. Тогда понимаю, что не зря проработала почти 15 лет в школе.

Фото из архива Виктории Дрогуновой

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с Политикой обработки персональных данных и на использование сайтом файлов cookie