Ежегодно Армавирский медколледж оканчивают около 300 молодых специалистов среднего медицинского звена. А в первый год работы учебного заведения — в 1930-м — город и край получил 80 акушерок, фельдшеров, медсестер. Как за 95 лет изменился подход к их подготовке?
На этот вопрос в интервью «АС» ответил директор медицинского колледжа, кандидат медицинских наук, доцент Руслан Андреев. И рассказал, чем привлекает медицина выпускников школ, у кого из заочников нет мотивации работать по профессии и чем полезна кейс-методика в обучении студентов.
Перспектива стабильности
— В Армавирском медколледже 1 100 студентов. Какие специальности они получают?
— Это три направления: «Сестринское дело», «Акушерское дело» и «Лечебное дело». Самое многочисленное — «Сестринское дело», которому учим 800 человек.
После долгого перерыва в 2024 году по просьбе администрации города для перинатального центра открыли направление «Акушерское дело».
С 2023-го по 2025-й контрольные цифры приема выросли за счет увеличения количества бюджетных мест. Если в этом году их было 225, то в следующем запланировано 240. Например, в 2024-м контрольные цифры приема на бюджетной основе по направлению «Сестринское дело» — 125 мест, а в 2025-м их уже 150. На «Лечебном деле» вместо прошлогодних 25 теперь 50 мест.
— Это показатель востребованности медицинских профессий?
— Медицинское направление входит в топ-3 среди выпускников школ. Спрос высокий. И он обусловлен социальной значимостью профессии, гарантией трудоустройства и перспективами карьерного роста.
Заметил, что среди студентов нашего колледжа высокая мотивация у детей из медицинских династий. Других привлекает раннее начало профессиональной деятельности, а как следствие — возможность финансово помогать семье. К последнему курсу студенты уже понимают, где будут работать.
— А что еще, кроме социальной значимости профессии, привлекает молодежь?
— Ребятам, которые интересуются наукой и инновациями, нравится, что медицина становится все более технологичной и цифровой. А в связи с развитием здравоохранения и старением населения спрос на медицинских специалистов в России будет только расти. Это открывает перспективы стабильной работы и высокой заработной платы.
Практика на симуляторе
— Как за последние пять лет изменилась учебная программа?
— В медколледжах сократили сроки обучения по всем специальностям на год. Стало больше практики. Теперь студенты сначала изучают базовые теоретические блоки, потом отрабатывают навыки на фантомах, в симуляционных кабинетах, затем — в реальных условиях в лечебно-профилактических учреждениях. Появились модули по цифровой грамотности и работе с медицинскими информационными системами. Например, с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения — цифровой платформой для автоматизации и интеграции процессов в медицине. Еще был усилен блок медицинской этики, где изучают правила общения медработника с коллегами, пациентами и их родственниками.
Цель таких перемен — решить проблему дефицита кадров, повысить качество образования, привести подготовку специалистов среднего звена в соответствие с реалиями современной медицины.
— А какие инновационные подходы к обучению внедрили?
— Ведем методическую работу по внедрению в образовательный процесс инновационных подходов. Это направление возглавляет старший методист с огромным практическим опытом Татьяна Сердюк. Под ее руководством в образовательный процесс внедрили симуляторы, на которых студенты отрабатывают практические навыки, не подвергая риску здоровье пациентов. Применяем кейс-методику — вид инновационного обучения, помогающий решать нестандартные случаи. К примеру, моделируем рабочую ситуацию: ДТП с большим количеством пострадавших. Студенты должны не только провести их сортировку по тяжести травм, но пошагово оказать помощь. Одно неверное действие — и выполнение задания прекращают, преподаватель разбирает ошибки студентов и объясняет, как надо было действовать.
Еще используем мобильные приложения и онлайн-платформы с интерактивными учебными материалами. В перспективе будем применять виртуальную реальность, чтобы создавать иммерсивные обучающие среды для взаимодействия студентов с трехмерными моделями анатомии, изучения патологий. Кроме того, в обучении будем применять искусственный интеллект. Он позволит более эффективно и точно обрабатывать и анализировать большие объемы медицинских данных.
— Где студенты Армавирского медицинского колледжа проходят практику?
— Аудиторную и учебную практику организуем в самом колледже, а производственную — в профильных организациях: в городской больнице, перинатальном центре, детской, инфекционной больницах и других медицинских учреждениях.
И благодарны главному врачу горбольницы Николаю Чурикову, который в 2025 году предоставил три учебные комнаты на территории медучреждения в рамках социального партнерства. Студенты приходят туда на практические занятия к преподавателям-совместителям.
Нацелены на практику
— Проблема нехватки педагогического состава существует?
— Этим сложным вопросом с нового учебного года занимается заместитель директора по учебной работе Маргарита Бежаньянц. Нехватка кадров в основном касается преподавателей клинических дисциплин. Но есть совместители — это практикующие специалисты лечебно-профилактических учреждений, которые помогают нам обучать студентов не только теории, но и
практике.
— Средний возраст преподавателей медколледжа — около 50 лет. Молодых специалистов стараетесь привлечь?
— Если говорить о предметах школьной программы, которую изучают на первом курсе, то будем налаживать связь с педагогическим университетом. Постараемся заинтересовать работой студентов выпускных курсов.
Другое дело — специалисты, которые могли бы преподавать медицинские дисциплины. Молодые кадры больше нацелены на практику, то есть работу в медучреждениях. Не каждый согласится совмещать врачебную деятельность и преподавание, ведь это означает увеличение и без того большой нагрузки. Здесь важен индивидуальный подход к специалистам.
По специальности
— Какой процент выпускников медколледжа работает по профессии?
— В госучреждениях трудоустроены более 65 процентов наших выпускников. Некоторые уходят в частные клиники. Примерно десять процентов учатся дальше — в медицинских вузах. В них ежегодно подают документы около 30 наших выпускников.
— Где еще в Краснодарском крае работают выпускники вашего колледжа?
— В медучреждениях по месту жительства, в краевой клинической больнице скорой медицинской помощи, в онкологических центрах, в городской клинической больнице города Краснодара.
Охота за комфортом
— На ваш взгляд, почему далеко не все выпускники медицинских учебных заведений идут работать по профессии?
— Причинами становятся отсутствие вакансий в лечебно-профилактических учреждениях, где они хотели бы работать. Кто-то уходит из профессии из-за высокой психологической и физической нагрузки, большого количества бумажной работы. Еще случается профессиональное выгорание, потому что многие студенты совмещают учебу и подработку.
— Косметология становится конкурентом медучреждений?
— Косметологию считают более стабильной и финансово выгодной сферой, в которой комфортные условия труда и удобный график. Согласитесь, по сравнению с неотложной или стационарной помощью у косметолога меньше стресса.
Там, где нужны
— Как бы то ни было, но комфорт выбирают не все. Шестеро ваших выпускников предпочли мирной жизни службу в зоне СВО. Кто эти ребята?
— Наш выпускник Леонид К. работал в бригаде скорой помощи, а во время срочной службы в Южной Осетии был санинструктором. И в 2022 году добровольцем поехал на СВО. Ветеран боевых действий Кристина М. окончила колледж десять лет назад. Выпускник Армавирского медицинского колледжа Мухтар М. награжден медалью «За отвагу». Также находится в зоне СВО наша выпускница, младший сержант медслужбы Анастасия Кашкурова. В госпитале продолжают нести службу Полина Павлова и Тамара Я.
К сожалению, во время спецоперации погиб Надим Гусейханов. В 2021 году он окончил Армавирский медколледж.
Справка «АС»
25 июня 1930 года в газете «Армавирская коммуна» опубликовали объявление о наборе абитуриентов в медтехникум. Его открыли 1 октября на базе полуторагодичных курсов.
Прием осуществлялся на два отделения: акушерское и охраны материнства и младенчества (в последующем фельдшерское). Кроме этого в техникуме продолжали обучение медицинские сестры, а также помощники врачей-маляриологов и другие.
Фото из архива Руслана Андреева
