Жанна Балуева из станицы Прочноокопской – пилот со стажем. Она легко выполняет сложнейшие авиатрюки, учит покорять небо мужчин и «воскрешает» старые самолеты вместе с мужем-летчиком.
Династия легендарных «небожителей» Балуевых не один десяток лет служит примером высшего профессионализма для настоящих авиаторов. Отец Жанны – Анатолий Балуев поставил на крыло сотню первоклассных пилотов, мама – Валентина Михайловна – талантливая планеристка. От них Жанна Балуева и переняла неземную любовь к небу. Она окончила Калужское летное училище. Сегодня в ее личном авиапарке пять легкомоторных «ласточек», в каждую из которых вдохнул новую жизнь муж – Сергей Слесарев. Он следит за биением сердец самолетов, а его «пламенный мотор» биться чаще заставляет блондинка в облаках – летчик по имени Жанна. Впрочем, восхищать ей не привыкать. В 1998 году о бесстрашной Балуевой узнала вся страна. Во время полета на высоте 100 метров она из кабины через люк пробралась на крышу самолета Як-12, а там с помощью страховки встала во весь рост и промчалась над землей. Показательное выступление было отснято для телевизионного конкурса «Слабо» и произвело настоящий фурор.
— Жанна, как вы оказались впервые в небе?
— Это все родители! В первый раз меня в 14 лет папа прокатил на ЯК-18А. Показал немножко пилотаж, проход на малой высоте. Меня это вдохновило, понравилось очень! Он посмотрел и сказал: «Все, пора летать!».
— Что было самым трудным в первое время для вас?
— Было очень интересно. Трудности преодолевались легко, потому что у папы подход был правильный к обучению. Если что-то не получалось, он никогда за это не корил, а наоборот – подбадривал. Говорил: не переживай и все получится. Самое трудное было, наверное, посадка. Это сам по себе сложный элемент, из нескольких этапов.
— Скоро вы отметите своего рода «летный юбилей».
— Да, почти 35 лет я уже летаю. В этом году будет около 5200 налетанных часов. Сегодня чаще летает муж, потому что мой любимый ЯК-18Т, на котором я летаю, пока в ремонте. Недавно наш авиапарк пополнился новым самолетом. Муж собирал и реанимировал его долгие шесть лет. Из 20 выпущенных в стране самолетов этот – ЯК-18ПМ – единственный летающий. Он был выпущен для сборной СССР для участия на чемпионате в Англии. На нем наши спортсмены заняли второе место. Машине около 40 лет. Недавно мы его подняли в воздух. Хорош!
— Ваш отец был легендарным летчиком.
— Да, это так. Он летал с протезом кисти правой руки. С 16 лет он был парашютистом, потом летчиком-спортсменом, затем был членом сборной СССР по высшему пилотажу. В 1962 году участвовал в Чемпионате мира по высшему пилотажу. И как летчик-инструктор он затем летал. Но в 1974-м он потерял кисть руки из-за винта. Тогда он понял, что в спортивную авиацию дороги нет. Без полетов своей жизни не мыслил и поэтому начал осваивать пилотаж уже с протезом, обучал ребят летать.
— Вы пошли по стопам отца. А ваши дети?
— К сожалению, нет. У нас две девочки. Мы надеялись, что они будут заниматься этим. Но так сложилось, что особо интереса они не проявили. В качестве пассажиров любят летать, посмотреть, подышать небом, но в основном по земле ходят. А вот внуков двое — Назар с Марком, одному — 5, другому — 4 года, надеемся, что они будут летать. Они рвутся на аэродром, в кабину. Хотят летать и летать.
— Вы всю свою жизнь в небе…
— Да, летала, даже будучи в положении. Была у штурвала до 8 месяцев беременности. И ничего, только ощущение свободы и легкости.
— А как насчет того, чтобы освоить трюки известной пилотажной группы «Стрижи»?
— Пилотаж реактивной техники от спортивной отличается. Но, в общем, повторить можно. Нужно потренироваться на таких типах и все. Не слабо! (смеется)
— Кстати, о конкурсе «Слабо», как решились?
— Это было очень интересно. Это была папина затея. Сначала мы ее подняли на смех. Потом подумали: а почему бы и нет? Сделали! Такое состояние было, что летишь в открытом пространстве, поток воздуха набегает, и радость. Была страховка, труба, привинченная к крыше, тросики, ботинки специальные…Самолет был ЯК-12. Я поднялась по шесту в полете, зафиксировалась на крыше. Один раз с дымовыми шашками пролетела, другой раз – просто руки расставила, как птица. После этого трюка чего-то подобного не было. Если бы предложили, то, конечно, согласилась бы. Интересно.
— Чем сегодня живете?
— Мы участвуем в различных авиафестивалях, слетах. С удовольствием этим занимаемся. Учу юных пилотов летать.
— У большинства мужчин недоверие к женщинам за рулем, а как относятся к женщинам-пилотам?
— Мне как-то посчастливилось. Я не встречала таких мужчин. Все доверяют и свои жизни, в том числе, да и просто с уважением относятся. Многих мужчин обучила летать. А вот женщин среди пилотов, к сожалению, единицы.
— О чем мечтаете?
— Мечтаю, чтобы малая авиация, или любительская, как ее называют, процветала. Чтобы каждый человек, который мечтает о небе, мог подняться и летать свободно, как птица.
Юлия Чернышова