Развитие. Чтобы выполнять групповые упражнения, гимнастки учатся чувствовать партнерш

Развитие. Чтобы выполнять групповые упражнения, гимнастки учатся чувствовать партнерш

Дано от природы

Заметив гибкость и активность дочери, жительница Армавира Любовь Коломиец посоветовалась с мужем и отвела четырехлетнюю Аню на художественную гимнастику.

— Сначала она посмотрела на этот вид спорта со стороны, чтобы понять, нравится ли ей. Аня заинтересовалась. Проверив ее физические данные, тренер подтвердила, что есть потенциал. И когда дочери исполнилось пять лет, она с удовольствием пошла на тренировки, — вспоминает Люба.

Семья Коломиец не жалеет об этом. Их восьмилетняя Аня теперь не по годам самостоятельна, проявляет дисциплину и собранность. А во время семейных походов, в отличие от сверстников, почти не устает благодаря хорошей физической подготовке.

Тренируется Аня у Светланы Гридиной — старшего тренера-преподавателя по художественной гимнастике спортивной школы № 1. Отбор девочка, как и другие гимнастки, проходила в августе, перед началом учебного года. Кроме внешних данных тренеры оценивали ее физическое развитие.
Природная гибкость, говорит Светлана, играет большую роль. Многие элементы в художественной гимнастике связаны с подвижностью суставов. Развить ее можно. Но достичь необходимого уровня, если это изначально не заложено в ребенке, очень тяжело.

— Во время отбора мы просим выполнить ряд элементов, что позволяет увидеть уровень гибкости, растяжки, координации движений у детей, — объясняет тренер. — Среди таких элементов — «Корзиночка» с глубоким прогибом, «Складки», «Мостик».

Гимнастикой лучше начинать заниматься в возрасте от четырех до шести лет. В этот период детский организм быстрее адаптируется к регулярным физическим нагрузкам.

Мостики и выкруты

Обе свои группы Светлана ведет с того дня, когда девочки впервые переступили порог спортивной школы. Сначала маленькие гимнастки тренировались дважды в неделю по полтора часа.

Постепенно нагрузки им увеличивают. Оказавшись в старшей группе, спортсменки ходят в зал на три часа шесть раз в неделю. В художественной гимнастике регулярно обновляют правила, и чтобы достичь успеха, приходится работать над собой вдвое больше.

— Начинаем с базовых элементов. Девочки развивают общую физическую подготовку, чтобы почувствовать мышцы. Даем базовую хореографическую подготовку. И важно на этом этапе развить гибкость. В художественной гимнастике обязательно присутствуют элементы акробатики — кувырки, перевороты, — поясняет Светлана Гридина.

Гимнасток учат проводить пассе. Их часто используют в качестве промежуточного положения в танцевальных элементах. Чтобы выполнить пассе, спортсменки одну ногу сгибают в колене и поднимают так, чтобы стопа находилась рядом с противоположным коленом.

Позиция выглядит изящно. Только провести пассе без устойчивого равновесия сложно.

— От координации в нашем виде спорта многое зависит, — говорит тренер спортшколы № 1. — Ребенок, который не владеет своим телом, не сумеет должным образом выполнять программу упражнений с предметами.

Светлана вспоминает одну из бывших воспитанниц. В отличие от других гимнасток, она не отличалась особой гибкостью. Однако девушка хорошо развила координацию движений, а это в сочетании с целеустремленным характером позволяло ей зарабатывать баллы на соревнованиях.

— Да, она не выполняла какие-то очень сложные элементы. Однако во время выступлений выигрывала за счет устойчивого равновесия и умения прекрасно, без нареканий, выполнить упражнения с предметами, — объясняет Светлана Гридина.

Смелость команды

Недавно армавирская команда по художественной гимнастике «Мелодия» заняла второе место на «Кубке ЦСКА» на призы Дины и Арины Авериных.

Эту команду тренер сформировала в прошлом соревновательном сезоне. В нее вошли шесть гимнасток из младшей группы. А в этом году появилась еще одна команда — «Улыбка».

— Теперь наши гимнастки участвуют не только в личных, но и в групповых выступлениях,  — добавляет тренер.

В своей профессиональной деятельности Светлана сталкивалась с детьми, для которых одиночное выступление становится большим стрессом. Одна из ее воспитанниц перед выходом к жюри боялась и начинала плакать.

— Зато в групповых упражнениях эта девочка чувствовала себя уверенно, показывала хороший результат, — говорит Светлана.

В команде ребенок чувствует себя намного комфортнее, потому что ощущает поддержку со стороны других гимнасток.

Выступление в синхроне

Но есть в командном выступлении свои трудности. Чтобы выполнять групповые упражнения, каждая девочка должна научиться чувствовать партнерш. И работать над этим приходится постоянно. Гимнастки много времени проводят вместе не только на тренировках, но и во время выездных соревнований. Они живут бок о бок, притираются характерами.

Капитанов своих команд спортсменки выбрали сами тайным голосованием. Тренер в процесс не вмешивалась.

— Так я увидела, кого девочки считают своим лидером и на кого ориентируются, — объясняет Светлана Гридина.

Подготовка к групповым упражнениям формирует у гимнасток ответственность — они отвечают не только перед собой, но и перед командой. Даже маленькая помарка одной из спортсменок может стоить медали.

Когда команда выполняет упражнения, судьи оценивают не только сложность элементов, но и синхронность их исполнения. Те же броски нужно сделать одновременно и на одинаковую
высоту.

— Научить синхронности можно только чередой долгих и упорных тренировок, — говорит наставница. — Разучиваем элементы под счет и музыку. Повторяем их небольшими кусочками, пока девочки не начнут выполнять их идеально. При исполнении упражнений с предметом задача усложняется — требуется еще больше усилий и времени.

Выйдет в копеечку

В современной художественной гимнастике используют пять предметов.

На выступлениях гимнастки проходят через обручи и вращают их руками и ногами. Совершают броски мяча, балансируют его на теле, кончиках пальцев и на ладонях. Булавой делают вращения, мельницы, круги и броски. А лентами рисуют узоры в воздухе. Используют скакалки.

— Качественный инвентарь стоит дорого. Профессиональные предметы гимнасток, как правило, могут достигать цены от трех до десяти тысяч рублей и выше. Но есть и обычные — для начинающих, их стоимость в разы дешевле. Покупают все постепенно.

Полупальцы (получешки) — это то, что принято называть расходником, специальная обувь для художественной гимнастики, которая по форме напоминает чешки, но вместо задней части пришиты две резинки. Из-за многочисленных поворотов, которые гимнастки совершают на тренировках, полупальцы у взрослых спортсменок быстро стираются. Обычно одной пары хватает на неделю, говорит Светлана Гридина, а их стоимость — около 500 рублей.

Несомненно, художественная гимнастика требует финансовых вложений.

— И это одна из причин, по которой в спорте к 15 годам остаются очень заинтересованные в нем или те, кто планирует связать профессиональную деятельность с гимнастикой, — делится армавирский тренер.

Грация и взросление

В одном из интервью двукратная чемпионка мира, российская волейболистка Екатерина Гамова сказала, что юные — спортсмены взрослеют раньше обычных детей. Она отметила их раннюю самостоятельность.

Когда Любовь Коломиец отвела дочь на художественную гимнастику, заметила, что Аня стала эмоционально устойчивее.

— Опыт выступления перед судьями и зрителями помогает ей не бояться публики. Дочь стала менее зажатой, открытой к новым знакомствам, — объясняет женщина. — А благодаря выездным соревнованиям она приобретает опыт путешествий, учится самостоятельно собирать вещи, вставать по утрам.

Армавирка считает, что гимнастика пошла на пользу Ане.

— Советую родителям отдавать дочерей на художественную гимнастику. Не обязательно, чтобы они становились чемпионками. Тренировки будут полезны для физического развития, девочка обретет грациозность, грацию и пластичность, — добавляет Любовь Коломиец.

Фото, видео Александра Ковязина / АС


Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях